Джаргалах. Часть 1
pavel_kosenko — 03.03.2013Никогда я ещё не привозил из поездок так много картинок. Понятно, что большая часть, это просто тревел-фотографии, но само путешествие настолько необычно, что я не имею никакого морального права их не показать.
Это был очень насыщенный день. Несмотря на то, что начался он с жертвоприношений духам, закончился под северное сияние в кювете ночью посреди тундры. Вроде и ничего страшного, все живы-здоровы, но впечатлений, конечно, масса. Итак, начну по порядку.
3.
Выходим ранним утром, рассаживаемся по машинам и выдвигаемся из Саккырыра (1800 человек населения) в Джаргалах (200 человек). Впереди 90 км пути по тундре, дороги как таковой нет, есть направление.
4.
Весной, летом и осенью нет даже направления, вместо него болотистая тундра, пробиться сквозь которую могут только вездеходы, и то не всегда. Большую часть времени в году сообщение с Джаргалахом в основном вертолётное.
5.
Несмотря на то, что среди местных жителей есть относительно обеспеченные, могущие позволить себе западные джипы, в качестве транспорта повсеместно используются только УАЗ-ики. Никакие Land Cruiser'ы и прочие Гелентвагены с местными направлениями не справляются. По проходимости – местами и временами вполне, но по безопасности (в плане возможности починить машину своими руками посреди тундры) доверять им свою жизнь никто не рискует.
6.
Первые 10 км пути совсем не трудные, т.к. проходят по зимнику – замёрзшему руслу реки. Водители шутят «магистраль», хотя максимальная скорость на ней 40-50 км/ч и подбрасывает так, что ежеминутно бьёшся головой о крышу.
7.
Как только выехали на лёд, сразу остановились и вышли из машин. По традиции нужно задобрить духов, поклонившись им и оставив угощение. Впереди долгий путь. Несмотря на то, что наш караван состоит из 5-ти машин, как говорят местные «всякое бывает». Это дикие места, удалённые от цивилизации на тысячи километров, без дорог и связи. Без жертвоприношений здесь не проедешь и 10 км.
8.
90 км пути по тундре занимают около 4-5 часов. Нетрудно посчитать, что средняя скорость составляет около 20 км/ч.
9.
Примерно на полпути стоит конебаза. Действует она только в летнее время. Опять-таки, по традиции, здесь всегда делают остановку и лёгкий перекус. В случае необходимости, можно забраться на вышку одного из сооружений, и «подбрасывая телефон вверх, отправить СМС-ку».
10.
Кипяток с пирожками. Просто кипяток, но какой же вкусный напиток!
11.
Внутри сруба. В зимнее время здесь никто не живёт и температура внутри такая же как и снаружи. То есть -50 и ниже.
12.
Ещё 2,5 часа пути, и мы на подступах к Джаргалаху. На встречу нам выехала встречать хлебом и солью. Строганиной, то бишь.
13.
14.
Унты – абсолютно незаменимая вещь. В этих местах – первостепенной важности.
15.
Новенькая, только что построенная 460-киловатная АДЭС (автоматизированная дизельная электростанция), обслуживающая поселение Джаргалах численностью 200 человек. Эта станция – результат диалога правительства и населения, который проводится ежегодно в рамках мероприятия под названием «Отчёт правительства перед населением». Несколько лет назад, во время очередного визита чиновников, жители Джаргалаха поставили вопрос тепла как самый острый, и через некоторое время правительство Республики Саха смогло его решить. Джаргалахская АДЭС открылась в июне 2011 года.
16.
Станция действительно автоматизированная.
17.
На заднем дворе электростанции.
18.
19.
Давно я не видел таких бочек.
20.
Михаил Куликов, зам. министра по внешим связям Республики Саха. Он и несколько других замминистров – в составе делегации по отчёту правительства, с которым мы, собственно, сюда и приехали. На этот раз правительство отчитывалось населению за прошедший 2012 год.
21.
Мастер ДЭЗ Егор Петрович Петров.
22.
Наши водители.
23.
Несколько фотографий села Джаргалах.
24.
25.
Я попросил этих девушек позировать словами «Девушки, вы такие красивые!». На что они с гордостью заявили – «Мы не девушки! Мы мамы» :)
26.
Почти во всех домах села есть центральное отопление. Несмотря на это, как и везде на севере, люди всегда держут запас дров. Всякое бывает.
27.
28.
Якутский гужевой бык. Животное потрясающей выносливости. Также, как и якутским лошадям и коровам, ему не холодно. И даже кормить всех этих животных не обязательно, они в состоянии сами раскопать себе корм копытами под снегом.
29.
30.
31.
В селе нет сотовой связи. Зато есть обычная проводная телефония, спутниковое телевидение и даже ADSL-интернет.
32.
Более того, есть настоящий тёплый спортзал!
33.
Съёмка в условиях такого холода, конечно, имеет свои нюансы. На эту тему я планирую написать отдельную статью.
В следующей публикации мы продолжим прогулку по Джаргалаху, узнаем как живут и работают люди, зайдём в некоторые дома. Посмотрим на то, как проходит отчёт правительства, как делают унты, как содержат скот, как ломаются УАЗ-ики на полпути обратно в Саккырыр и чем это заканчивается.
P.S. На всякий случай напоминаю Правила поведения в этом журнале.
Поддержка этого путешествия: Fujifilm, Canon, Министерство по внешним связям Республики Саха, Министерство туризма и предпринимательства Республики Саха.
Все публикации об этом путешествии доступны по тегу Якутия.
|
</> |