Диверсификация лжи

топ 100 блогов podoprigora7413.11.2013          В последнее время у губернатора Челябинской области М. Юревича и его ближайшего окружения появилась новая мантра: «Мы создали диверсифицированную экономику. Поэтому у в экономике региона все хорошо с развитием».

           СПРАВКА: Ма́нтра (санскр. मन्त्र) - «орудие осуществления психического акта».

          То, что «команда Юревича» последовательно практикует подобные психические акты через подконтрольные медиа и в отдельных кабинетах, тотально подменяя ими успешную практическую деятельность, известно давно. Осталось выяснить, каково все-таки реальное положение в экономике региона – в том числе с упомянутой как грандиозный успех региональных властей «диверсификацией».
           Как рассказывает губернатор, диверсификация экономки области заключается в том, что «умирающие» металлургия и машиностроение успешно замещаются современной пищевой индустрией, строительством, сельским хозяйством, логистикой и добывающей промышленностью.

          Однако данные реальной экономики этого почему-то не подтверждают. Впрочем, подтверждать «психические акты» деградирующей власти экономика региона вроде как и не обязана. Однако обо всем по порядку.

                               

                                                                     1. Пищевая промышленность


           Аналитический центр «Эксперт-Урал» опубликовал перечень 400 крупнейших предприятий Урала за 2012 год. В него вошли 10 предприятий пищевой промышленности области, определяющие лицо отрасли и вносящие львиную долю в объем производства.

Место   Компания   Объем  реализации в    2012 году, млн рублей Объем        реализации в
    2011 году,  млн рублей
Темп прироста объемов    реализации за год, %
144 МАКФА 10 658,55 9 292,97 14,69
246 АГРОФИРМА «АРИАНТ» 5 298,72 4 228,27 25,32
258 ХЛЕБПРОМ 5 034,78 4 117,29 22,28
285 РАВИС–ПТИЦЕФАБРИКА «СОСНОВСКАЯ» 4 517,58 4 251,15 6,27
292 ЧЕБАРКУЛЬСКАЯ ПТИЦА 4 415,93 3 364,05 31,27
313 КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ ИМ. ГРИГОРОВИЧА 4 031,57 4 260,81 -5,38
324 ГК «ЗДОРОВАЯ ФЕРМА» (АГРОХОЛДИНГ УРАЛБРОЙЛЕР) 3 916,78 3 599,03 8,83
327 СИГМА ХОЛДИНГ 3 880,64 6 055,71 -35,92
363 МАГНИТОГОРСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ-СИТНО 3 376,80 2 969,20 13,73
367 МАГНИТОГОРСКИЙ ПТИЦЕВОДЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 3 363,91 2 957,86 13,73
ВСЕГО 48 495 45 096 7,54


         Заметим, что даже крупнейшее из этой десятки предприятие - «Макфа» - занимает 18-е место в области по объему производства.
        Суммарный объем производства на этих предприятиях вырос на 7,5% (в рублях) и приблизился к 50 миллиардам рублей. То есть, с учетом инфляции, реального роста производства в пищевой промышленности не произошло, а металлургия по-прежнему дает (даже по данным вполне официозного регионального отделения РСПП) 58% общего товарного выпуска в регионе.

         При этом 2012 год был крайне благоприятным для пищевиков: благодаря хорошему урожаю 2011 цены на корма были низкими, а Россия была защищена импортными пошлинами.  (Отметим также, что прирост производства на ММК за 2012 год, неудачный для него, оказался таким же).

         2013 год складывается гораздо хуже: высокие цены на корма из-за неурожая 2012 и вступление в ВТО поставили пищевиков на грань банкротства, о чем свидетельствует их паническое письмо премьер-министру Д.Медведеву. Поэтому вряд ли влияние пищевиков на экономику области в этом году увеличится. Нужно особо отметить, что именно на эти предприятия приходятся практически все выданные областью гарантии, что поставило бюджет области под серьезную угрозу и сформировало внушительный дефицит. При этом совокупный объем производства «пищевой десятки» почти в 6 раз меньше, чем дает один ММК, их размеры и влияние на экономику региона просто не сопоставимы.

        Если говорить о влиянии на бюджет области, в котором ключевое значение имеют НДФЛ и налог на имущество, то просто в силу почти в 6 раз большего объема и в 1,5 раза большей зарплаты ММК обеспечивает поступления НДФЛ примерно в 10 раз больше, чем вся лидирующая «пищевая десятка» вместе взятая.

         По налогу на имущество ситуация аналогична: любой из проектов металлургов (Стан-5000 ММК, «Белая металлургия» ЧТПЗ, рельсобалочный стан МЕЧЕЛа) каждый в отдельности стоит больше, чем совокупные активы «пищевой десятки». Ну а объем налога на прибыль от пищевиков вообще статистически малозаметен - хотя бы в силу катастрофического падения прибыльности в регионе в целом.


2. Строительство

        По жилищному строительству, несмотря на громко презентованную В.Путину (и уже проваленную) программу строительства экономичного жилья, несмотря на все усилия по ипотечной и бюджетной накачке, объем жилья построенного в 2012 году (рекордном, по мнению губернатора) - 1,672 миллиона квадратных метров, оказался ниже среднегодового ввода кризисных 2008-2009 годов (пик этих лет – 2,024 миллиона квадратных метров). Программа «эконом – жилья» была провалена по очевидной для вменяемых людей причине: зачем студентам и молодым семьям покупать дорогое и некачественное (на самом деле) жилье, залезая в пожизненные долги, когда нормальные люди его арендуют? А вот массовое арендное жилье в области не строят – аффилированным с властью девелоперам это просто невыгодно.
         Промышленное строительство тоже особых успехов не показывает. Как сообщил губернатор В.Путину (и это справедливо), крупнейшие металлургические предприятия уже провели кардинальную модернизацию, что и обеспечивало ранее заказами строителей. Сокращение инвестиционных программ металлургов не может быть компенсировано другими отраслями хотя бы в силу несопоставимости их масштабов.


       Дорожное строительство в Челябинской области – отдельная история. Несмотря на «дорожную революцию», за год в области ремонтируется менее 100 км. дорог при общей протяженности около 9000 км., - порядка 1% (это существенно меньше, чем в большинстве регионов России).

            Но и эти дороги после отвратительного по качеству ремонта долго не живут. Поэтому катастрофическое разрушение дорожной сети ощущает все население области, а "дорожная революция" в Челябинске требует дополнительного исследования (скорее – расследования). Не случайно Вукан Вучик, мировой специалист по транспортным системам, назвал это маразмом, достойным книги Гиннеса: нигде в мире не уничтожали десятки тысяч деревьев, не ликвидировали ливневую канализацию, не подводили обочины магистральных дорог к стенам жилых домов.

            Не случайно в 2011 году, в пик «дорожной революции», смертность на дорогах области увеличилась более чем на 200 человек, обеспечив региону печальное лидерство в РФ. Устранять последствия этой безумной «революции» придется много лет и потребует это миллиарды рублей для восстановления городской среды. Президент Путин неоднократно говорил, что России  хватит революций - однако нашим «революционерам» неймется и приносящая сумасшедшие «откатные прибыли» дорожная революция запланирована и на следующий год: на нее будет выброшено более 10 млрд. рублей из тощего бюджета.



3. Сельское хозяйство

          По поводу успехов и перспектив сельского хозяйства региона предельно четко выразился министр сельского хозяйства области А.Сушков: Челябинская область находится в зоне рискованного земледелия, и никогда не могла, не может, и не сможет в будущем полностью обеспечивать население области и пищевую промышленность. Урожай, за который Челябинская область некогда получила орден Ленина, остается призрачной мечтой.



4. Логистика, транспортно-логистические комплексы

      Вовсе трагикомическая ситуация складывается в регионе с логистикой. В «Стратегии Челябинской области» упомянуто около 10 прожектов транспортно-логистических центров. Но главным стал почему-то не упомянутый в «Стратегии» «Южноуральский».

          История его началась в прошлом году с позорной лжи об инвестициях в 1,5 миллиарда долларов, которые якобы планировали сделать в регионе китайцы. Эту ложь быстро опровергли куратор сотрудничества с Китаем вице-премьер Шувалов, сами китайцы и газета «Коммерсант». После этого прожект резко усох до 100 миллионов долларов, но все равно был презентован В.Путину - за неимением лучшего. После этого его версии неоднократно менялись. Сначала губернатор Юревич расписывал, как большие грузовики будут возить товары из Китая. Затем появилась маниловская идея возить грузы железной дорогой до Южноуральска за 14 дней, а оттуда везти грузовиками в Москву. Невдомек губернатору, что железная дорога может сразу довезти груз до Москвы, причем быстрее минуя Южноуральск. Это, кстати, и происходит - контейнерные поезда из Восточного Китая (а не из западного СУАРа) довозят грузы до Европы уже за 14 дней.

           Надо полагать, губернатор Юревич просто не знает, что РЖД строит логистические центры в Екатеринбурге и Оренбурге, а потому нужды в «Южноуральском» не имеет. Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять, что кратчайшая дорога из Китая в Европу идет южнее Уральского хребта, в крайнем случае – в его самой низкой части около Екатеринбурга. Зачем при этом нужен тупиково-логистический центр остается загадкой, объясняющейся лишь потребностями по обыкновению глуповатого пиара и ненужных, но масштабных закупок. Как проинформировал после последнего турне по Европе главный губернаторский специалист по инвестициям г-н Павлов, «в ходе бизнес-встреч и переговоров обсуждены вопросы в сфере логистики,  финансирования приобретения оборудования для ТЛК «Южноуральский».

      Очень сложно будет в следующем году предъявить обещанный президенту Путину работающий ТЛЦ, если только сейчас начали искать инвестиции. Особенно странно искать инвестиции во Франции, которая поддерживает совершенно другие транспортные проекты, для которых РЖД купил французскую логистическую компанию «GEFCO» с разрешения Правительства РФ. Всем специалистам по логистике ясно, что перспективы «Южноуральского» нулевые.

          Но для специалистов по мантрам это не так важно.



5. Добывающая промышленность

       Пока что не заметно никаких рывков в добывающей промышленности, настоящего роста здесь нет. Геология, к сожалению, не знает прорывных месторождений на территории Челябинской области. РМК строит и наверняка достроит Михеевский ГОК. Но губернатор Юревич не понимает (или стесняется говорить об этом), что этот проект направлен прежде всего на стабилизацию и рост так нелюбимой им металлургии, обеспечивая рост производства на КМЭЗе, принадлежащем этой свердловской бизнес-группе.

ИТОГИ

         Со времен индустриализации, с конца 20-х годов прошлого века, Челябинская и Свердловская области развивались параллельно. Параллельно они «падали» после распада СССР, росли в начале этого века, одинаково рухнули в кризис 2008-2009 годов (78 и 79% соответственно). Но с 2010 года их пути разошлись. Если Свердловская область быстро восстановила докризисный потенциал, то катастрофическое падение Челябинской области продолжалось.

          Динамика отлично видна из рейтингов ФГУП РИА-Новости, построенных на данных Росстата, где приведены места, занимаемые этими регионами в России.

Показатель     2010 2012
Промышленное производство     26 (22) 30 (22)
Инвестиции   47 (31) 58 (27)
Доходы консолидированного бюджета       54 (37) 62 (36)

Данные приведены на душу населения: Челябинская область (Свердловская область).


           Катастрофическое падение инвестиций (179 миллиардов рублей в 2012 году против 342 в Свердловской области) выдается руководством Челябинской области как главный признак диверсификации. Однако 58-е место в России по инвестициям неизбежно приведет к аналогичному месту по промышленному производству - со всеми вытекающими из этого последствиями.

           Челябинская область – лидер в России по падению инвестиций, они сократились здесь с 2008 года в реальном выражении более чем в 1,5 раза, оставаясь ниже уровня 2008 года (181 миллиард рублей, в Свердловской области было 242) даже в денежном выражении.

               22 апреля 2010 года - день вступления в должность губернатора Челябинской области владельца макаронной компании М. Юревича, навсегда останется в истории Южного Урала датой, с которой процессы деградации экономики и социальной сферы региона вступили, возможно, в необратимую фазу. В любом случае новой управленческой команде придется долго расчищать дремучие завалы этой безграмотной и глубоко аморальной коммерческой «диверсификации» области.

               Первый и совершенно необходимый этап – это освобожденная от плотной завесы лжи и примитивного пиара реалистичная оценка очень сложной ситуации, в которой оказался за последние годы некогда мощный индустриальный регион страны.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я даже не знаю, как это комментировать. Мне жаль мужчин, которым в жизни встречаются только бабы(не женщины, нет). Хотя может по Сеньке и шапка?   Вот слова истинных мужчин, мда... бывают такие бабы что не грех ударить, нормальная практика В современном обществе бывает, что ...
Barn house, барнхаусы или просто дома-амбары — популярный архитектурный стиль в европейских и скандинавских странах. У нас они появились недавно, но начали пользоваться спросом благодаря доступности и оригинальности проектов. Сайт RMNT покажет и расскажет, как выглядят барнхаусы. ...
Когда говорят о бронетехнике Третьего рейха, то в первую очередь традиционно вспоминают многочисленные модели танков. Однако, далеко не каждый знает о том, что примерно половина ...
Большинство событий, которые являются таинственными по своей природе, рассматриваются как «чепуха и вздор». И это правильно. Однако есть исключения, которые настолько сбивают людей с толку, что они не могут перестать говорить об этом в Интернете и со своими друзьями. Из ...
В сентябре 1943 года союзные войска провели десантную операцию по высадке на юге Италии. Цель операции - захват Рима и выход к границам Третьего Рейха. Войска столкнулись со многими трудностями, и основная из них это местность. В полосе наступления 5-й американской армии, которая ...