Диверсификация лжи

СПРАВКА: Ма́нтра (санскр. मन्त्र) - «орудие осуществления психического акта».
То, что «команда Юревича» последовательно практикует подобные психические акты через подконтрольные медиа и в отдельных кабинетах, тотально подменяя ими успешную практическую деятельность, известно давно. Осталось выяснить, каково все-таки реальное положение в экономике региона – в том числе с упомянутой как грандиозный успех региональных властей «диверсификацией».
Как рассказывает губернатор, диверсификация экономки области заключается в том, что «умирающие» металлургия и машиностроение успешно замещаются современной пищевой индустрией, строительством, сельским хозяйством, логистикой и добывающей промышленностью.
Однако данные реальной экономики этого почему-то не подтверждают. Впрочем, подтверждать «психические акты» деградирующей власти экономика региона вроде как и не обязана. Однако обо всем по порядку.
1. Пищевая промышленность
Место | Компания | Объем реализации в 2012 году, млн рублей | Объем реализации
в 2011 году, млн рублей |
Темп прироста объемов реализации за год, % |
144 | МАКФА | 10 658,55 | 9 292,97 | 14,69 |
246 | АГРОФИРМА «АРИАНТ» | 5 298,72 | 4 228,27 | 25,32 |
258 | ХЛЕБПРОМ | 5 034,78 | 4 117,29 | 22,28 |
285 | РАВИС–ПТИЦЕФАБРИКА «СОСНОВСКАЯ» | 4 517,58 | 4 251,15 | 6,27 |
292 | ЧЕБАРКУЛЬСКАЯ ПТИЦА | 4 415,93 | 3 364,05 | 31,27 |
313 | КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ ИМ. ГРИГОРОВИЧА | 4 031,57 | 4 260,81 | -5,38 |
324 | ГК «ЗДОРОВАЯ ФЕРМА» (АГРОХОЛДИНГ УРАЛБРОЙЛЕР) | 3 916,78 | 3 599,03 | 8,83 |
327 | СИГМА ХОЛДИНГ | 3 880,64 | 6 055,71 | -35,92 |
363 | МАГНИТОГОРСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ-СИТНО | 3 376,80 | 2 969,20 | 13,73 |
367 | МАГНИТОГОРСКИЙ ПТИЦЕВОДЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС | 3 363,91 | 2 957,86 | 13,73 |
ВСЕГО | 48 495 | 45 096 | 7,54 |
Заметим, что даже крупнейшее из этой десятки предприятие - «Макфа» - занимает 18-е место в области по объему производства.
Суммарный объем производства на этих предприятиях вырос на 7,5% (в рублях) и приблизился к 50 миллиардам рублей. То есть, с учетом инфляции, реального роста производства в пищевой промышленности не произошло, а металлургия по-прежнему дает (даже по данным вполне официозного регионального отделения РСПП) 58% общего товарного выпуска в регионе.
При этом 2012 год был крайне благоприятным для пищевиков: благодаря хорошему урожаю 2011 цены на корма были низкими, а Россия была защищена импортными пошлинами. (Отметим также, что прирост производства на ММК за 2012 год, неудачный для него, оказался таким же).
2013 год складывается гораздо хуже: высокие цены на корма из-за неурожая 2012 и вступление в ВТО поставили пищевиков на грань банкротства, о чем свидетельствует их паническое письмо премьер-министру Д.Медведеву. Поэтому вряд ли влияние пищевиков на экономику области в этом году увеличится. Нужно особо отметить, что именно на эти предприятия приходятся практически все выданные областью гарантии, что поставило бюджет области под серьезную угрозу и сформировало внушительный дефицит. При этом совокупный объем производства «пищевой десятки» почти в 6 раз меньше, чем дает один ММК, их размеры и влияние на экономику региона просто не сопоставимы.
Если говорить о влиянии на бюджет области, в котором ключевое значение имеют НДФЛ и налог на имущество, то просто в силу почти в 6 раз большего объема и в 1,5 раза большей зарплаты ММК обеспечивает поступления НДФЛ примерно в 10 раз больше, чем вся лидирующая «пищевая десятка» вместе взятая.
По налогу на имущество ситуация аналогична: любой из проектов металлургов (Стан-5000 ММК, «Белая металлургия» ЧТПЗ, рельсобалочный стан МЕЧЕЛа) каждый в отдельности стоит больше, чем совокупные активы «пищевой десятки». Ну а объем налога на прибыль от пищевиков вообще статистически малозаметен - хотя бы в силу катастрофического падения прибыльности в регионе в целом.
2. Строительство
Дорожное строительство в Челябинской области – отдельная история. Несмотря на «дорожную революцию», за год в области ремонтируется менее 100 км. дорог при общей протяженности около 9000 км., - порядка 1% (это существенно меньше, чем в большинстве регионов России).
Но и эти дороги после отвратительного по качеству ремонта долго не живут. Поэтому катастрофическое разрушение дорожной сети ощущает все население области, а "дорожная революция" в Челябинске требует дополнительного исследования (скорее – расследования). Не случайно Вукан Вучик, мировой специалист по транспортным системам, назвал это маразмом, достойным книги Гиннеса: нигде в мире не уничтожали десятки тысяч деревьев, не ликвидировали ливневую канализацию, не подводили обочины магистральных дорог к стенам жилых домов.
Не случайно в 2011 году, в пик «дорожной революции», смертность на дорогах области увеличилась более чем на 200 человек, обеспечив региону печальное лидерство в РФ. Устранять последствия этой безумной «революции» придется много лет и потребует это миллиарды рублей для восстановления городской среды. Президент Путин неоднократно говорил, что России хватит революций - однако нашим «революционерам» неймется и приносящая сумасшедшие «откатные прибыли» дорожная революция запланирована и на следующий год: на нее будет выброшено более 10 млрд. рублей из тощего бюджета.
3. Сельское хозяйство
4. Логистика, транспортно-логистические комплексы
История его началась в прошлом году с позорной лжи об инвестициях в 1,5 миллиарда долларов, которые якобы планировали сделать в регионе китайцы. Эту ложь быстро опровергли куратор сотрудничества с Китаем вице-премьер Шувалов, сами китайцы и газета «Коммерсант». После этого прожект резко усох до 100 миллионов долларов, но все равно был презентован В.Путину - за неимением лучшего. После этого его версии неоднократно менялись. Сначала губернатор Юревич расписывал, как большие грузовики будут возить товары из Китая. Затем появилась маниловская идея возить грузы железной дорогой до Южноуральска за 14 дней, а оттуда везти грузовиками в Москву. Невдомек губернатору, что железная дорога может сразу довезти груз до Москвы, причем быстрее минуя Южноуральск. Это, кстати, и происходит - контейнерные поезда из Восточного Китая (а не из западного СУАРа) довозят грузы до Европы уже за 14 дней.
Надо полагать, губернатор Юревич просто не знает, что РЖД строит логистические центры в Екатеринбурге и Оренбурге, а потому нужды в «Южноуральском» не имеет. Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять, что кратчайшая дорога из Китая в Европу идет южнее Уральского хребта, в крайнем случае – в его самой низкой части около Екатеринбурга. Зачем при этом нужен тупиково-логистический центр остается загадкой, объясняющейся лишь потребностями по обыкновению глуповатого пиара и ненужных, но масштабных закупок. Как проинформировал после последнего турне по Европе главный губернаторский специалист по инвестициям г-н Павлов, «в ходе бизнес-встреч и переговоров обсуждены вопросы в сфере логистики, финансирования приобретения оборудования для ТЛК «Южноуральский».
Очень сложно будет в следующем году предъявить обещанный президенту Путину работающий ТЛЦ, если только сейчас начали искать инвестиции. Особенно странно искать инвестиции во Франции, которая поддерживает совершенно другие транспортные проекты, для которых РЖД купил французскую логистическую компанию «GEFCO» с разрешения Правительства РФ. Всем специалистам по логистике ясно, что перспективы «Южноуральского» нулевые.
Но для специалистов по мантрам это не так важно.
5. Добывающая промышленность
Динамика отлично видна из рейтингов ФГУП РИА-Новости, построенных на данных Росстата, где приведены места, занимаемые этими регионами в России.
Показатель | 2010 | 2012 |
Промышленное производство | 26 (22) | 30 (22) |
Инвестиции | 47 (31) | 58 (27) |
Доходы консолидированного бюджета | 54 (37) | 62 (36) |
Катастрофическое падение инвестиций (179 миллиардов рублей в 2012 году против 342 в Свердловской области) выдается руководством Челябинской области как главный признак диверсификации. Однако 58-е место в России по инвестициям неизбежно приведет к аналогичному месту по промышленному производству - со всеми вытекающими из этого последствиями.
Челябинская область – лидер в России по падению инвестиций, они сократились здесь с 2008 года в реальном выражении более чем в 1,5 раза, оставаясь ниже уровня 2008 года (181 миллиард рублей, в Свердловской области было 242) даже в денежном выражении.
22 апреля 2010 года - день вступления в должность губернатора Челябинской области владельца макаронной компании М. Юревича, навсегда останется в истории Южного Урала датой, с которой процессы деградации экономики и социальной сферы региона вступили, возможно, в необратимую фазу. В любом случае новой управленческой команде придется долго расчищать дремучие завалы этой безграмотной и глубоко аморальной коммерческой «диверсификации» области.
Первый и совершенно необходимый этап – это освобожденная от плотной завесы лжи и примитивного пиара реалистичная оценка очень сложной ситуации, в которой оказался за последние годы некогда мощный индустриальный регион страны.