Дискуссия о необходимости/излишестве высшего образования

топ 100 блогов ifc12.03.2017 университет пиратства

Весьма занятная дискуссия разгорелась на страницах газеты "Завтра" между Татьяной Воеводиной и профессором МГУ Юрием Ожиговым. Первая написала текст, посвящённый среднему специальному образованию, необходимость какового, в отличие от высшего, считает социальной нормой. Второй - ответил, и всё заверте...

Уверена: те самые безработные с дипломами, число которых возросло почти на 20%, о чём сообщает "Утро.ру", - ровнёхонько ничего не умеют. Ни головой ни руками - ничем и никак. Ну разве что резюме писать - этому у нас научились за годы прогресса и рыночных реформ. Потому что умей они хоть что-то - их бы с руками отхватили. А они - увы… В вузах они изучают "взгляд и нечто", ни к чему не приложимое. Ведь большинство получает профессии юристов, экономистов, политологов, финансистов, переводоведов, журналистов и прочих знатоков игрушечных специальностей в самоделочных вузах.

Итогов у этого пятилетнего сидения ровно два: 1) устойчивая привычка к праздности и 2) убеждение, что простой труд не для меня. Современное высшее образование формует толпы праздных, ни к чему не годных людей, которых к тому же гложут претензии к миру и жизни: ведь я же менеджер по международной экономике (специалист по компаративной лингвистике и межкультурной коммуникации), а мне - на складе ящики ворочать. (Кстати, это горючая смесь всяких протестных движений, вроде майданных прыгунов и белых ленточек).


"Системные неумехи"

На это Юрий Ожигов возразил Татьяне Воеводиной следующее:

"Неумение" происходит не от высшего образования как такового. Оно есть следствие его дефектов. Схоластика, оторванность от реальности и дошедшая до абсурда специализация - вот причины "неумения" образованных людей. Преодоление этого - большая общечеловеческая проблема. И решать её нужно, не сокращая высшее образование, а наоборот - расширяя его.

Пётр Капица как-то сказал, что в университете учится не только студент, но и - прежде всего - профессор. Высшее образование тысячами нитей связано с движением нашей цивилизации как таковой, и потому нуждается во внимании и поощрении общества, а не в угнетении и сокращении. Что произойдёт, если сократить медицинский институт и вместо него создать пять медучилищ? Ничего, но только до того момента, когда вам лично понадобится врач - например, хирург, врач, а не медсестра! Врач может выполнять функции фельдшера или медбрата, но не наоборот!

Часто говорят, что вот мол, это не дело, когда человеку дали высшее образование, истратили на него кучу денег, а он пошёл работать электриком, а там мол высшее образование не нужно и потому давайте сократим ВУЗы и наделаем ПТУ. Это - логика менеджеров, не знающих реальности, и пример тех самых "неумех" - но в сфере управления. Как бороться с этими "неумехами"? Метод прост: демократия. Общеизвестно, что подавляющее большинство родителей пытается дать своим детям именно высшее образование. Если у нас - демократия, надо считаться с этим желанием. Вы говорите, что не нужны юристы, экономисты, финансисты и прочие гуманитарии? А нет хороших сантехников? Вы ошибаетесь. Сантехники как раз есть. Но у нас нет настоящих финансистов, или есть, но очень мало, потому что вообще подлинные знания есть дефицит везде и всегда, из-за чего, в частности, возникает проблема "неумех" во многих областях.


"Почему рабочему необходимо высшее образование"

На этом дискуссия не увяла, а, наоборот, продолжилась. Вот цитата из ответа Татьяны Воеводиной.

Чтобы стричь - надо уметь стричь, а не быть искусствоведом. Чтобы уметь починить или смонтировать водопровод - надо быть водопроводчиком и больше ничем. Не требуется быть теоретиком гидравлики или иным каким мудрецом. Мудрец здесь не просто излишен - он вреден. Потому что практический работник - это не недоделанный теоретик, это просто - другое. Квалифицированный рабочий - это вовсе не недоделанный техник, а техник, в свою очередь, вовсе не полуфабрикат инженера. Точно так же инженер - это не недоумок, которому не повезло стать профессором. Это отдельные ТИПЫ КВАЛИФИКАЦИИ. Квалификация может быть высокой и низкой, т.е. может быть умелый рабочий и косорукий неумеха, как может быть хороший, толковый инженер и инженер тупой и никчёмный. Но ни коем образом нельзя сказать, что инженер - квалифицированнее рабочего. У каждого своя квалификация. Как рабочий не может делать инженерскую работу, так и наоборот - инженер рабочую.

Филолог совершенно не обязательно практический знаток языков, а изучение теорграмматики и истории лингвистических учений (есть и такой предмет) ни на йоту не приблизит к практическому умению переводить или преподавать язык. В старину языки преподавали гувернантки и девушки, имеющие квалификацию "домашняя учительница" - и результаты были не хуже нынешних, когда то же самое делают иной раз и кандидаты наук. А всё потому, что для практического дела нужен человек, обученный этому делу, и больше ничего. Такая простая идея. Обидно даже, насколько простая.

Представление о том, что чем больше образования, тем лучше - заскорузлая и чрезвычайно отсталая чепуха. Она родилась тогда, когда образованных людей катастрофически не хватало и казалось: чем больше - тем лучше. Это вроде поговорки "кашу маслом не испортишь". Когда-то масло было ценностью и редкостью для простого человека, вот ему и казалось, что чем больше его положить в кашу - тем лучше будет. Казалось так, потому что никто этого масла вдоволь не ел. А дорвались до масла - тут тебе и холестерин, и диеты и всё прочее. Оказывается, маслом можно очень даже испортить и кашу, и собственное здоровье. Ровно такая же история и с образованием. Просто, как говорится, один в один.


"Высшее образование и трудовое одичание"

Цитаты, конечно, не отражают всего богатства аргументов, приведённых сторонами дискуссии, но общее представление о её ходе дают. Мне такая дискуссия видится чрезвычайно полезной, так как и сам я неоднократно сталкивался по жизни с неумехами. Вы, полагаю, тоже. На мой взгляд, необходимо вычленить суть вопроса, вокруг которого завязалась дискусси.я, и это вовсе не необходимость либо излишество высшего образования. Это - его качество. Как сие качество повысить?

Если у кого-то есть мысли по означенному вопросу, милости прошу высказываться.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Оригинал взят у edward_210 в О чем молчит Америка - "Бойня в Роузвуде" В конце XIX и особенно в начале XX века во Флориде были очень сильны позиции Ку-клукс-клана. Нередкими были случаи линчевания, когда без судебного разбирательства чернокожих казнила толпа белых расистов. Одн ...
Киев 25 апреля хочет отключить ЛНР от электроэнергии, в свою очередь энергетики ЛНР заявили, что в случае отключения Киевом восстановят электроснабжение ЛНР за 4 часа. Специалисты обещают в течение четырех часов восстановить электроснабжение на всей территории ЛНР в случае ...
5 июня 2024 года, в Санкт-Петербурге на Адмиралтейских верфях прошла торжественная церемония поднятия государственный флага Российской Федерации сразу на двух новых судах ГК «Русский Краб» — краболове «Капитан Егоров» проекта ССа5712LS и краболове-процессоре ССа5712P «Капитан Манжолин». ...
Учёные провели эксперимент: сажали к растениям всяких букашек и замеряли химический состав листьев. Химический состав листьев менялся и выделял вещества, которые должны были отпугнуть или убить паразита. Из чего был сделан вывод, что растения чувствуют что их едят. Стейк, который лежит у ...
© «Кочевники снежного плато», Шанчжэнь Фань, Китай Дикая природа сегодня составляет только 3% сухопутных животных. А человек, его продовольственные запасы и домашние животные занимают оставшиеся 97% биомассы. Такая ситуация сложилась «благодаря» развитию индустриального сельского ...