Дипломированные неучи


Однако даже те из американцев, кто прошел полный курс государственной средней школы, далеко не блещут своими знаниями. Достаточно сказать, что уровень чтения, письма и счета (не говоря уже о более сложных предметах) у 13 % обладателей аттестатов зрелости не превышает объема учебной программы для VI класса. Даже по признанию президента США Р. Рейгана, «всего 76 часть выпускников нашей школы проходит более или менее полный курс математики и естественных наук». Многие средние школы в Америке не дают достаточного уровня знаний по математике, чтобы подготовить выпускников к поступлению в высшие учебные заведения.
В этом смысле не лучше положение и в другой противоположной точке планеты - Австрии, где в результате проведенной среди школьников проверки оказалось, что шестая часть 14-летних подростков не в состоянии прочесть даже простое предложение. Встает вопрос о качестве преподавания. Большинство средних школ капиталистического мира, страдающих от хронической нехватки средств, недостатка учителей, не обладающих к тому же необходимой квалификацией, просто не в состоянии дать учащимся необходимые знания. Дело дошло до того, что более чем в 65 % американских колледжей и университетов, где обучаются вчерашние выпускники средних школ, существуют курсы чтения и письма для студентов. Вполне вероятно, что английскому языку, например, учились они у горе-преподавателя, вроде той, о которой поведал журнал «Ю. С. нью энд Уорлд рипорт». На вопрос, как же ей удавалось успевать в колледже, одна из американских учительниц без обиняков ответила: «Я просто ставила запятые, где, как мне казалось, они должны быть. Я произношу фразы так, как они мне слышатся».
Не в ладах многие юные американцы и с географией. Так, Институт изучения общественного мнения Гэллапа провел исследование с целью выяснить уровень подготовки выпускников средних учебных заведений по этому предмету. В результате опросов были получены ответы весьма любопытные и красноречивые. Приведем только некоторые из них: «Синайская пустыня находится во Вьетнаме», «Ангола расположена на Филиппинах»; «В Латинской Америке все говорят на латинском языке»; «Африка является самой густонаселенной страной мира»; «Мексика и Канада - последние штаты, принятые в состав США». Этим же опросом было выяснено, что только 23 % упомянутой категории молодых американцев имеют приблизительное представление о расстоянии между Нью-Йорком и Сан-Франциско, лишь 28 % примерно знали численность населения США, только 15 % смогли назвать столицу Канады.
Географическая безграмотность молодежи приобрела масштабы настоящей эпидемии, сетует американский журнал «Плейн трус» и продолжает: «Сегодняшние американцы знают об окружающем их мире опасно мало. Для многих мир кончается окраиной их города». Собрав данные других подобных исследований, в том числе и правительственных, журнал делает следующие выводы из ответов юных американцев на вопросы по географии родной страны и зарубежных государств: более половины американцев считает, что Великобритания расположена не на островах, а на самом европейском континенте; каждый третий не в состоянии сказать и показать, где находится Аляска; каждый четвертый считает, будто Скалистые горы расположены к востоку от Миссисипи. Последнее утверждение в устах американца звучит столь же нелепо, как если бы у нас кто-то заявил, что Уральские горы расположены западнее Волги.
Но и это не все. Опросы студентов американских вузов выявили, что многие не знают толком, где расположена их собственная страна. На просьбу показать на карте мира район, где они родились, уроженцы штата Джорджия неуверенно тыкали указками куда-то в Южную Америку, а выходцы из Чикаго - в район Сальвадора. При подобных познаниях географии вряд ли приходится удивляться, что многие американские учащиеся искренне считают, будто англо-аргентинский конфликт 1982 г. из-за Фолклендских (Мальвинских) островов имел место где-то у берегов их родных штатов.
Инициаторов упомянутых опросов особенно удивляет и настораживает географическое невежество в вопросах, связанных с районами, где происходят важные международные события. Так, во время войны во Вьетнаме, отмечает журнал «Плейн трус», многие молодые люди даже приблизительно не знали, где искать на карте Вьетнам. В 1980 г. 40 % выпускников школ считали Израиль… арабским государством, а президентом Египта называли… Голду Меир. В 1982 г. было выяснено, что даже многие студенты ведущих университетов США не знали, что Сальвадор расположен в Центральной Америке.
С невежеством прямо смыкается откровенное мракобесие, образчиком чего может служить судебный процесс, проходивший в 1981 г. в американском городе Литл-Рок. Представителям Фемиды предстояло решить дилемму: что же все-таки преподавать в местных государственных школах - теорию эволюции Дарвина или религиозное учение о божественном сотворении мира? Но поскольку единодушия в этом вопросе достигнуто так и не было, то дело было передано на рассмотрение законодательного собрания штата Арканзас. И здесь большинством голосов достигли компромисса. В результате на свет появился еще один закон, предписавший преподавать впредь оба предмета на равных основаниях.
Но у судебного разбирательства, приведенного выше, есть своя предыстория. Более 60 лет назад, 10 июля 1925 г., в городе Дейтон (штат Теннесси) начался судебный процесс, который впоследствии вошел в американскую историю под названием «обезьяньего процесса». На скамье подсудимых оказался преподаватель биологии одной из местных средних школ Джон Скопе. «Вина» учителя заключалась в том, что он преподавал учащимся теорию эволюции Дарвина, что человек произошел от обезьяны, а вовсе не является творением всевышнего. «Обезьяний процесс» закончился победой мракобесия - Джона Скопса признали виновным и приговорили к уплате штрафа.
Исход «обезьяньего процесса» стал прецедентом, который американская реакция использует всякий раз, когда пытается насадить в классных комнатах обстановку раболепия, покорности, богобоязни с целью подавить прогрессивное мышление. Теория эволюции Дарвина продолжает оставаться на скамье подсудимых в современной Америке. Согласно опубликованному в 1985 г. исследованию известного социолога У. Мойера, в половине используемых в стране учебников по биологии дарвинское учение представлено в абсолютно искаженном свете. А примерно в 18 % учебников и пособий о нем нет никакого упоминания. Комментируя эти данные, газета «Дейли уорлд» отметила: «Пытаться преподавать биологию без объяснения учения об эволюции - все равно, что пытаться преподавать физику без объяснения законов тяготения».
Зловещая атмосфера «обезьяньего процесса» продолжает оставаться реальностью. Правящие круги страны всячески содействуют активизации сил реакции, мракобесия и антикоммунизма. Достаточно сказать, что в начале 1985 г. в законодательные собрания 30 штатов были внесены законопроекты с требованием обязательного преподавания библейской теории происхождения мира. А в средних школах округа Кобб (штат Джорджия) преподавание учения Дарвина запрещено уже несколько лет. В Белом доме даже предлагают ввести в школах обязательные молитвы.
Но мало того, современные американские инквизиторы развернули беспрецедентное наступление на произведения и многих других литераторов и ученых. Волна запретов на книги (и это в свободном обществе, как громогласно объявляют американские пропагандисты) захлестнула Соединенные Штаты. Один из руководителей организации «Народ за американский путь развития» Барбара Паркер отмечает, что в 1984/85 учебном году ревизия учебных программ с целью выявления «крамолы» была проведена в 46 школах из 50 штатов страны. Эта кампания по борьбе с «инакомыслием» была инспирирована с целью изъятия из школьных библиотек опасных произведений мировой и американской литературы.
При администрации Рейгана в инквизиторском огне горят книги Марка Твена, Эрнедта Хемингуэя, Курта Воннегута, Джона Стейнбека. Достаточно сказать, что с момента прихода к власти нынешней администрации США ультраправые и консервативные круги страны добились внесения в списки запрещенных книг в общей сложности уже 600 произведений.
Отрицательным образом сказывается на процессе обучения и пристрастие юных американцев к телевидению. Бесконечное сидение перед экраном телевизора отнюдь не стимулирует ребенка к выполнению домашних заданий. Наоборот, он со все большей апатией начинает относиться к школе. Об американских детях теперь все чаще говорят, что им свойственна так называемая видеограмотность, при которой плохо воспринимается печатный текст. Если так дело пойдет и дальше, резюмирует журнал «Ю. С. ньюс энд Уорлд рипорт», то США могут опять вернуться к системе иероглифов, т. е. к сочетанию устного языка, который можно услышать по радио и телевидению, письменного языка и изображений на экране компьютера. Во всяком случае уже сегодня символы вытеснили слова на дорожных знаках и телевизионной рекламе.
В упомянутом журнале опубликовано интервью с профессором Нью-Йоркского университета Нейлом Постманом. Вот отрывки из него.
Вопрос. Профессор Постман, хорошо или плохо влияет телевидение на учебу детей?
Ответ. Выясняется, что оно имеет катастрофическое влияние, по крайней мере насколько мы можем сейчас установить. Телевидение, по-видимому, снижает способность детей концентрировать свое внимание, а также влияет на их способность овладеть языком и системой математических символов. Еще серьезнее, на мой взгляд, то, что телевидение раскрывает все секреты общества, стирая тем самым грань между детством и взрослостью, оставляя после себя очень однородную культуру.
Вопрос. Каким образом телевидение наносит ущерб способности ребенка овладеть языком?
Ответ. Хотя речь и используется в телевидении, наибольшую смысловую нагрузку всегда несет изображение. Телевидение никогда не сможет научить тому, чему может научить такое средство информации, как книга… Система символов, при помощи которой несет свою информацию телевидение, - визуальные образы, - доступна каждому. Чтобы понять печатное слово, надо научиться читать, чтобы смотреть на изображения, ничему учиться не надо. В результате телевидение является средством информации, которое становится доступным пониманию детей начиная приблизительно с 3 лет. И с этого раннего возраста телевидение непрерывно оказывает влияние. Поэтому, я думаю, справедливо будет сказать, что телевидение в качестве учебной программы формирует умственное развитие и характер молодежи намного больше, чем формальная учеба в школе. Помимо этого, накапливаются свидетельства того, что телевидение наносит ущерб учебе. Недавнее обследование, проведенное департаментом просвещения Калифорнии, показало, что чем больше времени дети проводят перед телевизором, тем хуже они сдают экзамены.
Пасынки «свободного мира», Олег Никитович Бондаренко, Игорь Алексеевич Михайлов, 1986г.