Дилижанс — "легчайший способ путешествия по России"
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Россия — страна огромная. Чем больше страна, тем острее для осуществления связи в ней стоит вопрос организации путей сообщения. Связь — это средство управления. Я думаю, просто чудо, что такая огромная страна смогла возникнуть, существовать, крепнуть в эпоху, когда связи осуществлялись посредством столь слабо развитых путей сообщения. Правда «генерал Мороз» помогал управлять Россией, устраивая регулярно временные пути сообщения — не зря же Пушкин писал «Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь...»
Государство свои проблемы управления решало отправкой курьеров и вестовых, фельдъегерей, почтовое ведомство возило почту и могло брать пассажиров, простой народ ходил пешком по бескрайней матушке-России, а непростой — ездил на своих колёсных средствах по трактам, дорогам, просёлкам и по бездорожью. Но специального вида транспорта — пассажирского — в России просто не существовало. Но в XIX веке всё изменилось.
При императоре Александре I в 1820-ом году появился в России вид транспорта, на котором можно было по приобретённому билету с местом в соответствии с установленным расписанием отправиться пассажиром из Петербурга в Москву и вернуться обратно. Этим средством для перевозки пассажиров стал дилижанс.
Инициатива создания частной компании принадлежала почт-директору Санкт-Петербурга Константину Яковлевичу Булгакову. Его портрет работы Викентия Ивановича Бриоски отражает заслугу Константина Яковлевича в организации сообщения между Петербургом и Москвой посредством дилижансов — они показаны художником в качестве фона в левой части картины.
![Дилижанс — Дилижанс — легчайший способ путешествия по России](/images/main/dilijans-legchayshiy-sposob-puteshestviya-po-rossii-7133e5.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/bettybarklay/27309189/1089411/1089411_original.png)
Викентий Иванович Бриоски. Портрет петербургского почт-директора К.Я. Булгакова. 1830 год. Холст, масло, размеры 85 х 72 см. В собрании ГРМ.
В письме брату своему, московскому почт-директору Александру Булгакову, от 30 апреля 1820-го года Константин Яковлевич писал: «Я взбудоражил Воронцова, Потоцкого и прочих богачей учредить дилижанс по крайней мере между Петербургом и Москвою, сделал им род проекта, который они дополнят и авось-либо дело состоится. Они рады жертвовать тысяч 60 для столь полезного обществу предприятия. Увидим, что-то выйдет, а принялись все горячо».
В ответном письме от 9 мая 1820-го года Александр Яковлевич Булгаков писал: «Ну, брат, ежели ты учредишь дилижанс между Москвою и Петербургом, то окажешь важную заслугу множеству людей и оставишь прочный памятник своего почт-директорства. <...> Это придаст страшный круг деятельности между столицами. Бери деньги и учреждай скорее: дело благое, полезное; надобно стараться, чтобы не стоила более 50 рублей поездка. А как все кинутся, привыкнут и убедятся в пользе учреждения, то тогда смело надбавляй.<...> Давай с Богом и не жалей денег Потоцкого и Воронцова».
![Дилижанс — Дилижанс — легчайший способ путешествия по России](/images/main/dilijans-legchayshiy-sposob-puteshestviya-po-rossii-a05424.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/bettybarklay/27309189/1089916/1089916_original.png)
К. Фешер. Фотография портрета московского почт-директора Александра Яковлевича Булгакова работы неизвестного художника.
В мае 1820-го года «одушевясь патриотическим желанием доставить соотечественникам легчайший способ путешествия по России», ряд высокопоставленных особ в Петербурге решили учредить акционерную компанию для сообщения между Петербургом и Москвой посредством почтовых колясок «наподобие дилижансов, в чужих краях существующих».
Среди учредителей нового акционерного общества были генерал-адъютанты граф М.С. Воронцов, граф С.С. Потоцкий и князь А.С. Меньшиков, действительный тайный советник Д.П. Татищев, действительные статские советники граф И.И. Воронцов-Дашков и граф Л.С. Потоцкий, генерал-майор А.Д. Гурьев, флигель-адъютант князь А.Я Лобанов-Ростовский, лейб-гвардии гусарского полка поручик князь В.П. Голицын и лейб-гвардии Измайловского полка поручик граф П.П. Бутурлин.
Положение об учреждении общества и привилегиях для него было подано на рассмотрение императору Александру I и им высочайше утверждено 15 июня 1820-го года.
Учредители были уверены в благоприятном решении императора и еще до высочайшего утверждения они заказали коляски. По свидетельству К.Я. Булгакова, 28 мая 1820-го года было уже 60 акционеров, внесших в акционерный капитал в 60 тысяч рублей (60 акций по цене 1000 рублей каждая). Впоследствии количество акций было увеличено до 75. Новое общество получило название «Общество первоначального в России заведения дилижансов».
Обществом управлял выборный комитет, который возглавил Константин Яковлевич Булгаков.
![Дилижанс — Дилижанс — легчайший способ путешествия по России](/images/main/dilijans-legchayshiy-sposob-puteshestviya-po-rossii-dbdf85.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/bettybarklay/27309189/1091408/1091408_original.png)
Томас Лоуренс. Портрет графа Михаила Семеновича Воронцова (фрагмент). Холст, масло, размеры 143 х 113 см. В собрании ГЭ.
Началось движение дилижансов из Петербурга 28 ноября 1820-го года, когда установился зимний путь. Этому предшествовали объявления, уведомлявшие о начале движения дилижансов между Петербургом и Москвой. Высшее общество в обеих столицах было возбуждено предстоящим событием. Александр Яковлевич Булгаков писал брату 8 ноября: «Всякий говорит об них [о дилижансах] по-своему: иные превозносят до небес, другие говорят, что это большой подрыв для казны, что с дилижансами будут посылать важные суммы, чем избавятся от заплаты процентных денег в казну».
Зимние коляски на санях стоили в пять раз дешевле летних, поэтому для начала деятельности предприятия достаточной суммой стало 16 364 рубля ассигнациями. В дальнейшем покупка колясок и содержание заведения осуществлялось уже из доходов Общества.
Контора Общества в Петербурге первоначально находилась на Большой Морской улице в доме № 146 (дом Рейхеля). Оттуда и отправились в Москву первые российские пассажиры дилижансов. График движения предполагал отправку их по вторникам, четвергам и субботам, но первое время они ходили два раза в неделю и только в 1822-ом году стали ходить три раза. В Положении указывалось. что ехать в них «могут люди всякого звания и обоих полов».
Для получения места в дилижансе необходимо было записаться в конторе, внести деньги и получить билет на выбранное место. Билет был именным, но его можно было передавать другому, чтобы не потерять деньги. Накануне дня отправления нужно было принести в контору паспорт и свидетельство из полиции, что «к выезду препятствий не имеется».
Опоздавших пассажиров не ждали, дилижанс отправлялся в 9 часов утра. Место сохранялось до второй станции, поскольку опоздавший к отправлению пассажир мог догнать ушедший дилижанс на других колясках.
Филипп Филиппович Вигель, бывший пассажиром дилижанса, отправившегося из Петербурга 4 декабря 1820-го года, так описывал зимний дилижанс: «Это была низкая кибитка, немного подлиннее обыкновенной, но она была прочно сделана, хорошо обтянута кожей и разгорожена надвое. Лежать было невозможно: четыре человека, разделённые перегородкой. сидели другу к другу спиной: двое вперёд, двое назад по дороге. Как дотоле зимняя кибитка значила лежанье, то наши мужички, глядя на новое изобретение, дилижансы прозвали нележанцами».
![Дилижанс — Дилижанс — легчайший способ путешествия по России](/images/main/dilijans-legchayshiy-sposob-puteshestviya-po-rossii-a20dde.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/bettybarklay/27309189/1091723/1091723_original.png)
Неизвестный художник. Зимняя кибитка. Бумага, литография, акварель.
Расчётное время в пути между столицами составляло 4-4,5 суток. При плохой погоде и в распутицу время могло увеличиваться. Первыми пассажирами дилижансов были семеро граждан разного звания, мужчин и женщин.
30 ноября Николай Иванович Тургенев писал брату Сергею: «Дилижансы по акциям графом Воронцовым и другими учрежденные, устроены. На сей неделе отправились первые два дилижанса в Москву.<...> В дилижансе 4 места, 2 по 95 рублей и 2 по 55 рублей. Занимающие сии последние сидят задом к лошадям».
Многим казалось невозможным при тогдашних обычаях найти желающих ехать в одном экипаже несколько дней с людьми незнакомыми, разного звания и пола. Однако опасения были напрасными. 27 февраля 1821-го года князь Меньшиков писал графу Воронцову: «Наши дилижансы в самом цветущем ходу, охотников много, отправление исправно и даже проезжающие офицеры ведут себя благопристойно с людьми низшего класса».
Поскольку Общество находилось под покровительством Почтового ведомства, то всем почтовым станциям Московского тракта было предписано обслуживать и отправлять их без промедления.
![Дилижанс — Дилижанс — легчайший способ путешествия по России](/images/main/dilijans-legchayshiy-sposob-puteshestviya-po-rossii-13bcaa.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/bettybarklay/27309189/1092472/1092472_original.png)
Лист из альбома «Souvenirs de Saint-Petersbourg». Неизвестный художник «Завтрак пассажиров на почтовой станции летом. 1825 год. Бумага, литография, акварель.
Весной 1821-го года были приобретены летние коляски. Это были шестиместные кареты: четыре места внутри и два сзади снаружи, но «со всевозможным закрытием от непогоды». Ума не приложу, как они не падали во сне оттуда.
Кареты заказывались у известного петербургского каретных дел мастера Иоганна Альберта Иохима. Поскольку починка летних экипажей предполагалась чаще, чем зимних, то стоимость проезда была повышена для первых мест на 25 рублей, а для последних, внешних, — на 5 и составила 120 и 60 рублей соответственно.
Стоимость проезда была высокой, доступной только людям состоятельным. Достаточно сказать, что годовое жалование чиновников VI-VIII классов в 1820-х годах не превышало 600 рублей ассигнациями, а служащие низших классов получали в год 140-250 рублей. Далеко не всякий мещанин, купец или дворянин мог себе позволить воспользоваться услугами дилижанса.
За первые два года услугами Общества воспользовались 6000 человек и число желающих увеличивалось. Отмечая безусловное удобство путешествия при хорошей погоде, пассажиры часто ругали его при распутице и грязи, что совсем неудивительно. Но в целом это был удобный для того времени вид общественного транспорта. Путешествие в дилижансе стало модным.
Этому способствовало поэтапное строительство по английской технологии шоссейной дороги по Московскому тракту. Строительство шоссе предполагалось окончить к 1846-му году, но император Николай I распорядился ускорить строительство, и шоссе было сдано в 1834-ом году.
![Дилижанс — Дилижанс — легчайший способ путешествия по России](/images/main/dilijans-legchayshiy-sposob-puteshestviya-po-rossii-5c3ed4.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/bettybarklay/27309189/1091845/1091845_original.png)
Рисунок летней коляски для дилижанса. Бумага, литография.
По свидетельству М. Пыляева, «В первые десять лет между Москвою и Петербургом проехало в дилижансах 33 603 человека; во второе десятилетие, несмотря на соперничество многих возникших частных заведений, — до 50 000 человек».
Среди пассажиров был и А.С. Пушкин. Если летом 1833-го года они с С.А. Соболевским ехали из Петербурга на перекладных, «платя прогоны пополам», то в октябре 1834-го года Александр Сергеевич отправился на дилижансе, следовавшем в Москву по вновь открытому шоссе, «катясь по гладкому шоссе в спокойном экипаже, не заботясь ни о его прочности, ни о прогонах, ни о лошадях».
Пушкин отмечал: «Великолепное Московское шоссе начато по велению императора Александра; дилижансы учреждены обществом частных людей. Так должно быть и во всём; правительство открывает дорогу, частные люди находят удобнейшие способы ею пользоваться».
А нам можно добавить, что поэт, едущий по этому великолепному шоссе в удобном дилижансе осенью 1834-го года, сочиняет для нас «Сказку о царе Салтане» — по свидетельству П.В. Нащокина, Пушкин сочинил эту сказку именно тогда, в дилижансе, едущем в Москву.
С дилижансами случались ДТП. Например, в 1836-ом году опрокинулся дилижанс, в котором ехал генерал-адъютант граф В.Ф. Адлерберг. В результате падения граф сломал руку. Происшествия участились в 1837-ом году, в результате чего четверо пассажиров получили «крепкие ушибы головы». Ведомственный разбор фактов показал, что причинами падений были неосторожность кучеров и форейторов, а также использование невыезженных лошадей. Следствием этого стал указ императора Николая I «О принятии строгих мер о предупреждении падения дилижансов».
![Дилижанс — Дилижанс — легчайший способ путешествия по России](/images/main/dilijans-legchayshiy-sposob-puteshestviya-po-rossii-1d010b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/bettybarklay/27309189/1091074/1091074_original.png)
Неизвестный художник. И так тоже выглядел российский дилижанс — почти вагон на колёсах. Бумага, акварель, литография.
Со временем развитие дорожной сети привело к открытию многих других пассажирских маршрутов для дилижансов. Но, конечно, главным оставался маршрут, связывавший две российские столицы. Дело это оказалось выгодное. По утверждению М. Пыляева за тридцать лет Общество получило только от продажи мест в дилижансах около четырёх миллионов рублей серебром (3 810 534 рубля 22 копейки).
В Петербурге в 1843-45-х годах по проекту архитектора Альберта Кавоса был возведен комплекс зданий Санкт-Петербургского Отделения почтовых карет и брик. Архитектор применил новаторские методы строительства — им были выполнены стеклянные перекрытия. Описание зданий по адресу Набережная Мойки, 64 в доме Колержи, куда с середины 1840-х годов прибывали и откуда отправлялись дилижансы, оставил на страницах газеты «Северная пчела» писатель и издатель Фаддей Булгарин в № 61 от 17 марта 1845 года:
«Противуу цепного пешеходного моста, на Мойке, построены три дома, принадлежащие С. Петербургскому Почтамту. Из одного дома отправляются теперь в путь и в этот дом приходят почтовые кареты, кабриолеты и брики. Если вы не заходили во внутренность здания, то не можете даже вообразить себе, как превосходно все здесь устроено. Весь двор покрыт стеклянною крышею, вымощен торцами* и освещается вечером газом».
------------------------------------
* — вымощен торцами — было принято делать торцовую мостовую, устраиваемую из шестигранных или прямоугольных деревянных шашек, устанавливаемых торцом на жёстком основании.
Вид этого двора изобразил Людвиг Осипович Премацци.
![Дилижанс — Дилижанс — легчайший способ путешествия по России](/images/main/dilijans-legchayshiy-sposob-puteshestviya-po-rossii-c145aa.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/bettybarklay/27309189/1092753/1092753_original.png)
Автор оригинала Л.О. Премацци, литограф Sprinek J.S. Крытый двор в отделении почтовых карет и брик (станции почтовых дилижансов) в Санкт-Петербурге. 1848 год. В собрании ГИМ.
Далее Булгарин описывал техническое помещение: «К двору примыкает сарай, с крышею, которой гребень также стеклянный; здесь помещаются почтовые экипажи».
![Дилижанс — Дилижанс — легчайший способ путешествия по России](/images/main/dilijans-legchayshiy-sposob-puteshestviya-po-rossii-f0a66d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/bettybarklay/27309189/1093217/1093217_original.png)
Л.О. Премацци. Кузница и каретный сарай в Отделении почтовых карет и брик (станции почтовых дилижансов) в Санкт-Петербурге. 1848 год. Бумага тонированная, акварель, тушь, перо, белила, графитный карандаш. В собрании ГИМ.
Зал ожидания находился в здании, где на втором этаже находилась контора, а «нижний этаж определен для пассажиров. Большая зала имеет пол под мрамор. <�…> Везде богатая мебель, крытая бархатом; на полу мягкие ковры; все здание освещено газом. Во всей столице нет такого прекрасного, роскошного и удобного помещения для публики, как здесь».
![Дилижанс — Дилижанс — легчайший способ путешествия по России](/images/main/dilijans-legchayshiy-sposob-puteshestviya-po-rossii-910acf.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/bettybarklay/27309189/1093504/1093504_original.png)
Л.О. Премацци. Зал ожидания в Отделении почтовых карет и брик (станции почтовых дилижансов) в Санкт-Петербурге. 1848 год. Бумага тонированная, акварель, тушь, перо, белила, графитный карандаш. В собрании ГИМ.
Это была эпоха самого расцвета Общества. За время его существования возникло несколько других поставщиков транспортных услуг пассажирам, конкуренция усилилась: к 1840-му году в России было шесть разных обществ дилижансов, возивших пассажиров между Петербургом и Москвой. Кроме того между столицами курсировали коляски-сидейки, проезд в которых был дешевле. Между другими городами действовали еще девять обществ дилижансов.
В 1847-ом году Общество выполняло рейсы между Петербургом и Москвой, Петербургом, Царским Селом и Гатчиной, во время работы ярмарки — между Москвой и Нижним Новгородом. Доходы стали падать, отделения Общества стали закрываться.
С открытием в ноябре 1851-го года Николаевской железной дороги на направлении между Петербургом и Москвой дилижансы утратили свое значение. Но нельзя сказать, что они отжили свой век, поскольку Россия — страна огромная, и на её пространствах еще десятилетия сохранялась потребность в этом виде пассажирского общественного транспорта.
Эпоха капиталистического развития сети железных дорог была ещё впереди.
|
</> |