
Дилемма


Понятно, что у любого государства возникшая в какой-то мере стихийно проблема открытости интернета вместе с локализацией возможностей пользователей к передаче и получению закрытых данных вплоть до отдельного человека вызывает крайне неоднозначную реакцию. Если ранее ограничения на проникновение государства в тайну частной жизни и переписки носили правовой характер, то теперь с появлением сквозного шифрования, когда пары ключей создаются непосредственно на компьютерах пользователей, эти ограничения стали носить технический характер. На подходе новые технологии, когда даже ай-пи адрес может стать недоступным для контроля извне, включая и администрацию сервисов. Рывок в шифровании создает, с одной стороны, основу для создания децентрализованных систем, включая платежные, что объективно повышает устойчивость всей мировой экономики, но, естественно, создает и новые, неизвестные до сих пор риски. Возможно покушение на святая святых - централизованную эмиссию денег, что мы, кстати, уже наблюдаем с появлением криптовалют.
[ПС. У писателя-фантаста Глена Кука, кстати, есть любопытный пример такой децентрализованной системы эмиссии, правда в средневековом "оформлении", когда чеканить монету мог любой, но при этом единственным условием была покупка драгоценного металла у Короны, что создавало для нее эмиссионный доход между себестоимостью металла и его ценой. Государство теряло право на монополию выпуска денег, взамен зарабатывая в казну и обеспечивая чрезвычайную устойчивость всей платежной системы. Можно себе представить и электорнный аналог такой системы, где деньги могут создаваться любым физическим лицом, но центральные банки окончательно станут рудиментом прошлого]
Облачные технологии позволяют развиваться "интернету вещей", когда информационные системы позволяют управлять сложными потоками данных по заданным алгоритмам, ускоряя процессы, в которых ранее был задействован человек с его меньшей производительностью и фактором человеческой ошибки (или злонамеренных действий). Но это же создает новый риск недружественного вмешательства в работу локальных или даже глобальных систем.
В общем, обеспокоенность государства (не только России) вполне понятна. Что с этим делать, единой точки зрения и подходов нет нигде. Для России, естественно, это еще более актуально, так как режим отчетливо стоит перед выбором своего ужесточения вплоть до квази-фашизации, так как деградация страны объективно ставит перед уголовной кликой, захватившей власть, вопрос об устойчивости самого режима, а события на периферии, где бандитские и полувоенные авторитарные режимы соседей просто сносятся в силу своей недееспособности, лишь укрепляют путинскую братву в мысли о необходимости перехода к более фашистским методам управления. "Ядерный пепел" Киселева или разнообразный "соловьиный помет в голову" из телевизора пока работают, но гарантий уже никто дать не может - долго ли.
В этом смысле борьба с Телеграмом и намеки на дальнейшее продолжение банкета вполне естественным образом вытекают из имеющегося тренда. И, скорее всего, будут продолжены в практическом плане.
С другой стороны, интернет-отрасль России (скорее всего, в основном благодаря интеллектуальной нищете первого лица, просто не понимающего, с какой стороны нужно смотреть в компьютер, а авторитарный режим строится в первую очередь на запрете любых несанкционированных с самого верха инициатив, поэтому интернет-отрасль и имела возможность развиваться относительно свободно), в общем, эта отрасль у нас находится в весьма неплохом состоянии даже сравнительно с развитыми западными системами. Это не заслуга государства, скорее, его недоработка по указанной выше причине. Понятно, что когда государство начнет регулировать и улучшать, все может измениться. И скорее всего, изменится в худшую сторону.
Но такое ухудшение схлопнет практически последнюю отрасль российской экономики, которая еще способна в будущем, имеющем еще шанс (не сейчас, конечно, а когда правящая братва уйдет на положенное ей место - в уголовное подполье) создать точку роста для ряда других отраслей. Утратив позиции в информационных технологиях, Россия окончательно скатится на положение дикого пещерного бантустана, после чего шансы на возвращение к нормальной жизни "после Путина" могут быть утрачены навсегда.
И в этом смысле риск, безусловно, слишком велик. Объективно требуется создать баланс между свободой распространения информации и ответственностью за ее использование, но в сугубо российских реалиях попытки государства начать тотальное регулирование этой сферы приведут к обратному эффекту: от полной и мало чем ограниченной до сих пор свободы власть способна будет в короткие сроки просто ликвидировать предмет своего беспокойства. Даже ценой ликвидации шансов на развитие. Хотя нынешним развитие и не требуется, им бы остатки созданного ранее подобрать и рассовать по карманам. Дилемма существует, но для России она, скорее всего, будет решаться вполне однозначно.
|
</> |