Действия финских ВВС против Тулоксинского десанта 23-24 июня 1944 года.

топ 100 блогов kareloveps — 29.08.2024

23.06.1944 в 02.30 штаб LER 4 отдал приказ, силами PLeLV-44, PLeLV-48 нанести удар по кораблям: 4 КЛ, 12 буксиров +41 паром, из которых один большой. Местоположение судов в 20 км на запад от Тулоксы и 15 км западнее Салосаари. Произвести бомбометание с пикирования, время бомбардировки 04.45.

В 03.00-03.25 2 Н-75 А из HLeLV-32 произвели разведку Ладоги.

Штабом LER 4 были отправлены в налет 11 Ju-88 из PLeLV-44(бортовые номера JK-267, 268,265 270, 259, 273, 260, 262, 256, 252, 271) 2 Do-17 из PLeLV-46(бортовые номера DN-63, 57 единственные на тот момент боеспособные самолеты эскадрильи, исключая трофейный ДБ-3Ф), 4 Bristol Blenheim из PLeLV-48 ( бортовые номера BL-201, 205 оба Mk-IV финского производства, BL-188, 185 оба Mk-I финского производства).  Прикрытие бомбардировщиков было возложено на 7 Н-75 А из HLeLV-32 которые произвели вылет с 04.40-05.30, в районе прикрытия констатировали «бесчисленное» количество вражеских истребителей и бомбардировщиков.

PLeLV-44  из отчета капитана Сааринена(приведен из книги LeR-4 Keskinen, Stenman. Предоставлено Олегом Киселевым):-« Бомбили район 04.45-04.52, часть самолетов бомбила с пикирования, часть с горизонтального полета. Сброшено 22-500 кг, 22-250 кг бомб. Начало пикирования на высоте 2500 м, сброс на 1700 м, бомбометание с горизонтального полета 2600 м. Одно большое судно затонуло, получив прямое попадание, остальные падения/бомб/ около судов. Когда покидали район бомбометания заметили ещё, что одно судно затонуло и два горели. На расстоянии 15-20/км/ от берега ещё 30 разных кораблей. JK-267 атакован одним истребителем который обстрелял его, уклонился от атаки пикированием. JK-260 атаковав одним истребителем,  укрылся от него в облаке. JK-270 был атакован истребителем и получил 2 попадания из 20-мм пушки. JK-259 сбит истребителем». ЖБД 2-го звена 44-й эскадрильи(архив SA) чуть дополняет:-«Звено участвовало в бомбардировке в юго-восточной части Ладоги. От звена было 3 самолета:JK-252, 256, 271...2 самолета атаковали с горизонтального полета, 1 с пикирования. Вяяпели Тирконен/JK-271/ достиг прямого попадания в одно большое судно, которое затонуло. Остальные бомбы упали рядом с кораблями. Из 2-го звена один самолет сбит истребителями».

PLeLV-46, самые скудные данные, что удалось найти. В 04.10 в полет отправились 2 Do-17, обратно вернулись в 05.25. Над целью были атакованы 4-я ЛаГГ, от атаки которых уклонились пикированием(из книги Stenman, Keskinen история Do-17 Z Ju-88A в финских ВВС).

PLeLV-48. Из отчета о выполнении задания №84/44 (архив SA) 4 Бленхейма несли по 4-100 кг, 4-50 кг, 4-12,5 кг бомб. Взлетели в 03.50, сели в 05.45. Бомбардировка:-« В 04.45 3 Бленхейма в устье Тулоксы бомбили корабли. 1 Бленхейм бомбил суда мористее в Ладоге, высота 2000-2500 м. Отметили, что одно судно затонуло и одно загорелось. BL-185 на обратном пути сбросил 4 бомбы в оз.Янисярви». Разведка:-«Мористее в 15-20 км от берега около 6-8 больших и около 12 меньших кораблей. У берега около 35 мелких кораблей и лодок. Корабли обстреливают берег». Вражеская активность в воздухе:-«В 15-20 км от берега в 04.50 1 ЛаГГ-3 атаковал BL-185. Укрылись от атаки в облаке, после чего вражеский истребитель атаковал пикирующий самолет DN(Do-17 Z). Этот же Бленхейм был атакован 2-я ЛаГГ-3. Укрылись в другом облаке, оторвавшись от них. Над Лункулой(скорее всего над о.Лункулансаари) этот же Бленхейм был атакован другими 2-я ЛаГГ-3, самолет спикировал к земле, истребители преследовали в течении 5 минут, не достигнув цели. BL-188 атакован 1 ЛаГГ-3 над аэродромом Видлица. Самолет уклонился пикированием к земле, этот же истребитель последовал за BL-201, который так же уклонился пикированием к земле». Вражеское ПВО:-«С кораблей обстрел из всех калибров. BL-205  попадание осколком 40-мм снаряда в правый мотор, и попадание в переднюю часть крыла».

Упавший «Юнкерс» JK-259 имел примечательный экипаж, пилот капитан Лехмус Кости Илмари 1905 г.р. был одним из старейших летающих пилотов в ВВС, закончивший в 1927 году курсы пилотов-наблюдателей (штурманов), а в 1930 курсы пилотов, в 1936 курсы слепых полетов, в 1938 курсы инструкторов,  в 1942 курсы пилотов двух моторных самолетов, до последних курсов(2-х моторных самолетов) летал на гидросамолетах и даже успел послужить в штабе ВВС. На момент гибели офицер разведки LeLV-44, в которой служил с 15.04.43. Штурманом летел лейтенант Рольф Роберт Винквист кавалер креста Маннергейма №55. В ходе Финской войны совершил в LeLV-44 на Бленхейме 26 боевых вылетов, а так же 1 боевой вылет на Дугласе DC-2 (бортовой номер DO-1) пилотом которого был шведский граф Карл Густав фон Розен. До награждения 26.04.1942 совершил 75 боевых вылетов, а всего совершил 111 боевых вылетов. Стрелком-радистом летел лейтенант Пекка Мякинен, который  не был военнослужащим ВВС, он с 18.06.41-23.06.44 числился в 6/ VP-10 (10-й батальон связи, 6 рота, командир воздушного взвода связи).   С 10.04-04.09.42 прошел курс «наводчиков»?(Suuntimislennon johtajakurssit) в Германии. 4-м членом экипажа был стрелок аликерсантти Юркинен. Документы, а так же книги Кескинена и Стенмана единогласно говорят, что «Юнкерс» сбит истребителем. А вот в книге J. Hyvönen: Kohtalokkaat lennot 1939-1944 дается другая версия событий. Капитан Лехмус оторвался от вражеских истребителей пикированием, и выровнял самолет в горизонтальный полет над поляной(у оз.Каркунлампи). И (как я понял) заглох, ударился о крышу сарая и врезался в землю недалеко от опушки леса. Экипаж погиб в полном составе.

20.40-21.45 2 Н-75 А из HLeLV-32 слетали на разведку Ладоги.

Наши заявки в этот день.

По информации Михаила Быкова заявки за 23.06.44: 760 ИАП майор Кузнецов 1 Бленхейм, 1 Брюстер; 197 ИАП ст.лт. Сорока 1 До-215 в районе Саригоры; 435 ИАП лт. Чинков Ю-88 юж. Видлица, мл.лт. Кононыхин 1 Моран. Так же есть заявки 195 ИАП, но за 24.06.44 :-майор Толмачев 1 Фоккер Д-21 северо-восточнее Видлица, ст.лт. Аистов в паре с лт. Карамышевым сбили Бленхейм в районе аэродрома Видлица, лт. Карамышев 1 Брюстер восточнее Видлица, лт. Юркевич 1 Брюстер в районе аэродрома Видлица. Как отметил Михаил Быков, что возможен сдвиг по дате(такое случалось) и победы на самом деле могли быть одержаны 23.06.44. Это может косвенно подтверждаться погодой из ЖБД HLeLV-32:-23.06.44 погода 5/10-7/10, 1000-2000 м(скорее всего имеется граница облачности). 24.06.44 погода 10/10, 200 м . Так же можно сопоставить заявку в паре Аистов/Карамышев с донесением PLeLV-48, над аэродромом Видлица атакованы BL-188 и BL-201.

24.06.44

08.30-09.45 2 H-75A из HLeLV-32 слетали на разведку Ладоги.

ЖБД HLeLV-32: 14.30-15.30 9 H-75A из HLeLV-32 вылет на штурмовку против вражеских судов у предмостовых укреплений р.Тулокса. Враги сбили лт. Вирталахти (Cu-562), самолет упал на побережье Ладоги около предмостовых укреплений(документы LeR-1 уточняют, упал в 3 км на северо-запад от устья Тулоксы). Капитан Эвинен на Cu-581 совершил вынужденную посадку северо-западнее Видлицы. Местонахождение пилота, неизвестно. Самолет в воздухе выглядел тяжело поврежденным. Все остальные самолеты имели попадания.

В книге Стенмана LeLV-32 приводится донесение о налете(скан предоставлен Олегом Киселевым):-« Самолеты и пилоты: CU-581  капитан Эвинен, CU-585 лейтенант Алапуро, CU-573(неправильно, на самом деле CU- 562) лейтенант Вирталахти, CU-553 лейтенант Хиетамяки, CU-562 (опять таки неправильно, скорее всего CU- 573) лейтенант Клемола, CU-584 лейтенант Эерола, CU-574 юликерсантти Кильюнен, CU-578 керсантти Ояпало. Задача: Штурмовка высадки северо-западнее Онтранлахти. Вылет 14.30-15.30. У Онтранлахти не заметили ни судов, ни лодок. Атаку произвели по судам около предмостовых укреплений Туулоксы. Суда были бронированные, стрельба не возымела эффекта. Погода 5/10, облака 200 м. 20-мм и пулеметы сбили лейтенанта Вирталахти и все самолеты имеют попадания. Капитан Эвинен произвел вынужденную посадку у Видлицы». Капитан Эвинен умер в госпитале на следующий день. 

Хотелось бы отметить роль истребителей из  HLeLV-32 при сопровождении бомберов. Она нулевая, наши истребители атаковали все что видели. И такое ощущение, что «Кертиссы» были атакованы на «отходе» (заявки наших пилотов в основном над «материком») на новый аэродром Уома. Ну и напоследок движение «матчасти» эскадрильи.:- 23.06.44 14 Кертиссов+2 ЛаГГ-3; 24.06.44 12 Кертиссов+2 ЛаГГ-3; 25.06.44 8 Кертиссов +2 ЛаГГ-3; 26.06.44 9 Кертиссов+2 ЛаГГ-3. Вполне возможно, что некоторые Кертиссы были повреждены, как в воздушных боях, так и от зенитного огня.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Лето в Сибири пролетело очень быстро и Тёма вернулся на городскую квартиру и теперь практически каждый день лежит на любимой подстилке, печалясь тихонько о прошедшем лете и оставленном на произвол судьбы дачном участке.. Как-то так обычно и проводят время дома котята, ...
Вечерний Берлин: Как-то даже мне самой с трудом верится, что в Берлине, расположенном всего за три часа от нас, мы не были больше 10 лет. И вот, наконец, сложилось, - мы выбрались в столицу на выходные, а основной целью было сходить на оперу в оперный театр. Ну и, конечно, хоть немного ...
С рядом удивительных инициатив выступила в последние недели РПЦ. Патриарх Кирилл призвал запретить аборты. Священнослужителям позволено баллотироваться на выборах. Церковь документально указала гражданам, что должно быть для них ценно в ...
Эпидемией  ХХІ века по праву можно назвать реваншизм. Желание восстановления статуса империями, потерявшими таковой в прошлом. К сожалению, за всю историю человечества великих империй было множество и практически каждый народ, каждое государство является наследниками великой импери ...