Девять


Что такое гуманизм? Гуманизм это вера в беспредельные возможности человечества, вставшего на благой путь восхождения. Это именно вера, поэтому не убедите вы меня в обратном. Верую, что человечество сможет всё. Даже воскрешать мертвых.
Человек - единственное существо, понимающее, что оно смертно. В этом заложена предпосылка к будущей победе над смертью. Может это произойдет через тысячу лет. Но человечество это сможет. Сможет оно это только если встанет на благой путь восхождения, а не на путь падения в бездну, озверивания.
Христианство окончательно принесло в этот мир четко сформулированную триаду: ЖИЗНЬ-СМЕРТЬ-ВОСКРЕСЕНИЕ.
Начало эпохи Нового Времени, Модерна, упадок роли христианства, изъял оттуда воскресение как победу жизни над смертью. Модерн строил светский гуманизм. Он оставил жизнь (тезис) и смерть (антитезис), он восславил жизнь и назвал это гуманизмом. Но он изъял воскресение (синтез). И что осталось? Любая жизнь заканчивается смертью. В противостоянии ЖИЗНЬ-СМЕРТЬ всегда побеждает смерть. Таков старый гуманизм. Очевидно, почему он рухнул. Старый гуманизм, простите, больше не канает. Потому что почти сто лет назад пришли те, кто сказал "Да здравствует Смерть!" И подмяли под себя жизнь. Тогда их забил в их же логове Советский Союз. Но все равно сохранялась последовательность ЖИЗНЬ-СМЕРТЬ. А значит, смерть обязательно придет за нами снова.
Фашизм в любых его формах является антихристианским, что бы он о себе не рассказывал, как бы он не мимикрировал. Потому что он является в том числе и инструментом, позволяющим избавиться от миллиардов людей. Фашизм призван пустить под нож миллиарды лишних людей. И что, он будет заниматься воскресением еще большего количества людей? Конечно нет. Но вера в воскресение лежит в основе христианства. Таким образом, фашизм, являясь анти-воскресением, антихристианским.
В конце-концов, и мы сегодня уже сталкиваемся с цивилизацией Смерти. Цивилизация Смерти надвигается на нас со всех сторон. Это и ИГИЛ, взявший на вооружение апокалиптические идеи, строящий фашистскую государственность, головорезов которого без преувеличения можно назвать армией смерти. Это и те же фашисты, вновь поднимающие голову по всему миру. Это и культура смерти.
Что такое культура смерти? Что такое выставки трупов "Миры тела", если не возвращение фашистской эстетики (с ее пепельницами из человеческих черепов, абажурами из человеческой кожи и так далее), осужденной на Нюрнбергском трибунале? В своих документах авторы выставки прямо пишут, что они готовят зрителя перед тем, как показать ему выставку, потому что не все еще готовы принять такую эстетику. Какую? Эстетику смерти? А кто они, те, кто готовит людей принять эстетику смерти? Они присягнувшие смерти.
А сколько выходит фильмов, мультфильмов, книг, спектаклей оправдывающих смерть, заявляющих смерть как выбор человека? Страшно от того, насколько обыденными стали "философские" комментарии к таким продуктам культуры смерти в интернете в духе "Смерть не так уж и плоха. Существование это боль, жизнь бессмысленна" (конечно, она бессмысленна, когда оставили только ЖИЗНЬ-СМЕРТЬ, которая неизбежно кончается смертью!); "Жизнь это красивое воспоминание"; "Мне нравится такая интерпретация смерти - добрая, заботливая как мать, всегда надеешься, что смерть такой и будет". Чего удивляться продвижению эвтаназии в мире?
Противостоять цивилизации Смерти может только цивилизация Любви с новым гуманизмом, которому не чужда возможность воскресения, то есть победы над смертью. Почему цивилизация Любви, а не Жизни? Потому что, как я уже говорил, жизнь проигрывает смерти всегда. Любовь победила Смерть.
Христос принес себя в жертву за людей. Спустился в ад, сокрушил ворота ада и вывел оттуда праведников. И воскрес, победив Смерть. Христос - Бог. Но если Бог есть Любовь, значит это Любовь победила Смерть. Христос воскрес - и ад повержен. Причем Христос принес воскресение для всех.

Сошествие Христа в ад
В истории человечества есть еще один образ бога, приносящего себя в жертву ради людей. Это образ Прометея. И им тоже двигала любовь к людям. И он тоже говорил о победе над смертью.
Прометей у Эсхила говорит, что когда он дал людям огонь, он дал им дерзкие надежды: он помешал смертным верить в окончательность смерти. Люди не стали богами, когда Прометей, по греческому мифу, подарил им огонь. Но они обрели многое из того, что было уделом одних только богов.

Цивилизация Любви - понятие, естественно вбирающее в себя воскресение. Причем, Любви - не значит беззубости. Любовь это еще и жертвенность. Фашисты знали как победить кого угодно. Но они не понимали, как побеждать советских людей, которые обвязывались гранатами и ложились под танки, превращаясь, как писал Андрей Платонов, "в огонь и свет взрыва". "...боя со всемогущими людьми, взрывающими самих себя, чтобы погубить своего врага, они принять не умели." Не обманывайтесь. Сила через любовь и жертвенность - могущественная сила. Она, в конце-концов, и победила самое воинственное и беспощадное зло в истории человечества - фашизм.
Заметьте, что я говорю не о бессмертии для живых, а о воскресении мертвых. Бессмертие может быть и без воскресения. "Расшифровали геном человека - живите вечно, господа. А унтерменшей умертвите." Бессмертие без воскресение - это тот же фашизм. Я сейчас говорю о воскресении мертвых как величайшем акте Любви человечества.
Но о воскресении говорит уже не только христианство. О воскресении говорили и Николай Федоров. И коммунисты. И многие другие.
О победе над смертью говорил Николай Федоров, заявляя, что общее дело детей - воскресение отцов. Но люди смогут это сделать, утверждал он, только в братском единении. О преодолении принципа пожирания ближнего своего во всем мире во время Федорова говорил только коммунизм. И наша задача сейчас поднять эту тему снова.
Коммунизм это раскрепощение и пробуждение высших творческих способностей в каждом человеке, которые помогут человечеству преодолеть всяческие сковывающие его несвободы, обусловленности.
Что имелось ввиду по фразой "из царства необходимости в царство свободы"? Царство свободы это не просто царство свободы от какой-то там земной власти.
Потому что даже если ты абсолютно свободен от земной власти, то есть от части социальной обусловленности (в которую входит и воспитание родителями, и многое другое), ты все равно во многом обусловлен биологически и психологически. Не до конца. Но в очень многом.
Психика вытворяет с нами страшные вещи. Когда-то в детстве впитанные установки могут руководить всей нашей жизнью. Везет тем, у кого эти установки положительные. Но у очень и очень многих они отрицательны. Мы стараемся быть счастливы, но у нас почему-то не получается. Иногда мы ловим себя на том, что мы сами все портим и клянемся так больше не делать. И в следующий раз снова все портим. Это, среди прочего, и есть психологическая обусловленность. Свободен ли ты, если обусловлен своей психикой портить отношения с каждой женщиной, с которой вступаешь в отношения? Вот именно, что нет.
А еще есть биологическая обусловленность. Не секрет, что в человеке немало от зверя. Если человеку разум помутняет звериная похоть, свободен ли он? А самая предельная из биологических обусловленностей это, конечно, смертность человека. Ему отведено время жизни. В конце-концов он умирает, хочет он этого или нет. Может ли человек быть свободен по-настоящему без воскресения?
Однако, насколько-то человек все-таки свободен. Не полностью он обусловлен социумом, психикой и биологией, потому что он может творчески менять свою среду и преодолевать свою обусловленность. И выходить на все новые рубежи свободы. Не называть раскрепощение зверя в себе "освобождением", а освобождаться по-настоящему.
Если коммунизм это царство свободы, то в нем человек освобожден от всех трех обусловленностей. Да, в пределе - даже от смерти. Коммунизм, я утверждаю, это подразумевает. Коммунизм, в пределе, подразумевает воскресение. И в этом смысле он союзник христианства. Коммунизм это и есть новый гуманизм. Коммунизм позволит людям пробудить свои высшие творческие способности - каждому из людей. И вместе человечество сможет все, даже победить смерть.
Свобода это и есть воскресение.
Но если коммунизм это общество свободное от принципа взаимной грызни, то есть цивилизация Любви, то могли бы люди будущего обрести бессмертие и забыть про своих отцов? Нет, такое бессмертие не нужно обществу, основанному на Любви. Это бессмертие фашистского сверхчеловека. Об этом, кстати, писал сам Федоров. Долг детей - воскресить отцов. Цивилизация Любви, нового гуманизма, в который вернулось воскресение, в котором заключена вера, что человечество вместе на благом пути восхождения сможет всё, сможет и воскресить своих отцов.
Нам предстоит создать новую культуру, в которой будет место воскресению и которая сможет противостоять культуре смерти, новую науку, основанную не на чистом поиске знаний без различения доброе оно или злое, а основанную на морали, новое общество, основанное на братской любви, а не на взаимной грызне. Тогда мы сможем противостоять оформляющейся цивилизации Смерти и идти навстречу величайшим целям, в том числе, победе над смертью.
Но если человечество свалится в бездну - любую, фашистскую, звериную, бездну ядерной войны - никакого воскресения отцов оно уже не достигнет.
Что ставит перед нами две задачи: удерживать мир от бездны, быть катехоном и строить то общество, то будущее, в котором человечество сможет брать любые барьеры, сможет отвечать на любые вызовы и быть сильнее смерти!
|
</> |