Девушка из Смирны. От трагедии до ре**тики
klyos — 10.12.2023Этот чудесный снимок молодой гречанки сделан накануне страшных и трагических событий... 1922 год известен как год Резни в Смирне (современный турецкий Измир).
10 августа 1920 года был подписан Севрский договор между странами Антанты и правительством Османской империи. По Севрскому договору к Греции отходили Восточная Фракия до расстояния в 30 км от Константинополя, острова Имброс и Тенедос, а область Смирны, передавалась под управление Греции с перспективой через пять лет после референдума населения стать греческой территорией.
15 мая 1919 года Смирна, где больше половины населения составляли греки, была занята греческими войсками в соответствии со статьёй 7-й Мудросского перемирия.
В 1890 году население Смирны составляло 210 000 человек, из них 107 000 греков, 52 000 мусульман (без определения народностей), 23 000 евреев, 12 000 армян, 6500 итальянцев.
Непосредственным поводом для высадки послужило намерение Италии включить Смирну в свою зону оккупации и противодействие Англии и Франции этому шагу.
Однако турецкие националисты (кемалисты) во главе с Мустафой Кемалем не признали договор.
Греческие войска были на подступах к Анкаре, однако после битвы при Думлупынаре в конце августа 1922 года турецкая армия прорвала греческие позиции.
6 сентября в Смирну вошла отступавшая греческая армия. Через день она закончила эвакуацию, потребовавшую всех наличных кораблей. Между тем в Смирне, кроме местного греческого и армянского населения, скопилось большое количество греческих беженцев из захваченных турками районов Ионии.
9 сентября в Смирну вступила турецкая армия во главе с Мустафой Кемалем. Кемаль торжественно объявил, что каждый турецкий солдат, причинивший вред гражданскому населению, будет расстрелян.
Однако вечером начались грабежи и убийства, в которых активное участие принимали местные мусульмане и партизаны. Затем турки оцепили армянский квартал и приступили к систематическому истреблению армян. 13 сентября турецкие солдаты облили бензином и подожгли множество зданий в армянском квартале, выждав время, когда дул сильный ветер со стороны мусульманского квартала. Затем они стали обливать бензином и другие места в христианско-европейской части. Резня и пожар шли по всему городу и сопровождались зверскими истязаниями: так, девушкам после многократных изнасилований отрезали груди. Спасаясь от пожара, большинство христианских жителей столпилось на набережной.
Турецкие солдаты оцепили набережную, оставив беженцев без пищи и воды. Многие умирали от голода и жажды, иные кончали с собой, кинувшись в море. Чтобы заглушить крики погибающих христиан, постоянно играл турецкий военный оркестр. Все это происходило на виду военного флота союзников, который стоял в гавани, не вмешиваясь.
Несмотря на то, что в гавани было много судов разных союзных держав, большинство судов, сославшись на нейтралитет, не стали забирать греков и армян, вынужденных спасаться от огня и турецких войск.
В организации эвакуации большую роль сыграл американский пастор, сотрудник организации ИМКА Аса Дженнингс. Именно благодаря его стараниям 23 сентября 1922 в порт под охраной американских судов прибыла наскоро собранная греческая флотилия. Японские корабли выбрасывали весь свой груз, чтобы принять на борт как можно больше беженцев. Непосредственно после резни было зарегистрировано около 400 000 беженцев из Смирны.
Количество убитых греков и армян в разных источниках варьируется от 10 до 100 тысяч.
А уже 13 ноября союзные войска Великобритании, Франции, Италии, а через некоторое время и США вошли в бухту Золотой Рог, высадили десанты в Стамбуле и заняли укреплённые районы Черноморских проливов.
В Греции эти события вызвали политический кризис: в армии произошло восстание, и король Константин был вынужден отречься от престола. По приговору трибунала пять министров были объявлены главными виновниками поражения и расстреляны.
В 1923 году 2 миллиона греческих беженцев (понтийские греки, которые никогда не жили в Греции) прибыли в Грецию из Турции.
Их диалект греческого языка был другим, поэтому их считали турками. Уничижительное название «туркоспорой» (турецкое семя) использовалось для их оскорбления.
Беженцы, ныне живущие в трущобах, пытались воссоздать таверны, в которых они общались в Смирне и других местах. Они играли музыку, но наркотиков и социальных проблем было больше, чем раньше.
В одночасье они стали нежеланным низшим классом, и более четверти из них умерли в первый год.
Суровые реалии жизни в трущобах изменили тематику музыки, которая отличалась от той, которую раньше играли в Турции. Вместо горя темы изменились на наркотики, преступность, тюрьму и проституцию.
Так родилась Ребетика — жанр городской песни, результат слияния фольклора ребетов (греческих «блатных») с музыкой репатриантов из Малой Азии.
Основным инструментом ребетико является бузуки, происходящий от турецкого саза. Музыканты (в основном греки из Смирны) выступали в подземных тавернах, которые назывались теке (тюркское слово также обозначающее обитель, монастырь дервишей). В теке люди курили гашиш и смотрели игру ребетиса.
Язык большинства текстов ребетики — криминальный жаргон 1920-х годов, включавший в себя много турецких слов.