«Девочка, которая кричала: «Волки!», 2020. Сериал о ювенальной инквизиции.

топ 100 блогов crazy-reader07.04.2024      Фильм дискуссионный хотя бы потому что мои выводы диаметрально противоположны тем, которые, по мнению режиссёра, должен сделать зритель. А две разные позиции — это уже спор. Если конкретнее, то режиссёр хотел, чтобы всем была понятна польза и даже необходимость ювенальной юстиции, а я же увидел шестисерийный рассказ о ювенальной инквизиции. И это ещё не самое страшное из того, что показано в этой картине.

«Девочка, которая кричала: «Волки!», 2020. Сериал о ювенальной инквизиции.

         Простая норвежская семья. Ни одного писателя и ни одного адвоката. Симон, брутального вида мужчина, - глава семьи, а Деа, женщина с грустными глазами, - его жена. Двое детей. Их общий восьмилетний сын Тео и четырнадцатилетняя Холли, дочь Деи от первого брака.

          Всё началось в школе. Учителю литературы не понравилось сочинение Холли, в котором она подробно рассказала о том, как её избивает отчим. Учитель немедленно просигнализировал в социальную службу и приехавший по вызову сотрудник быстро принимает решение - изъять детей без права переписки и перевезти их в приёмную семью, где они и будут находиться до тех пор, пока муниципалитет не вынесет приговор - вернуть детей или нет.

          Представьте себе состояние родителей - утром на семейном небе ни одного облачка, а к обеду семьи уже нет. Симон и Деа из всех сил пытаются доказать, что Холли всё это выдумала и, в конце концов, им это удаётся. Казалось бы, что можно поставить точку и вернуть детей родителям, но неугомонного сотрудника социальной службы было уже не остановить. Он выдвигает другую версию — Холли хочет защитить мать от отчима. Ведь именно её и поколачивает жестокий муж. Примерно так всё и оказалось. Хотя и очень примерно.

          Понимаю, что беру на себя роль адвоката дьявола, но в рамках дискуссии допустимо использовать упрощения. Так вот. Идеальных людей вообще встретить трудно, не видим их и мы в этом фильме. Лучше всех, в силу возраста, Тео, но его я оставлю за скобками. Самым же весомым фактором в разрушении семьи назову эгоизм Холли, а также свойственный её возрасту максимализм. Например, когда девочка узнала, что её биологический отец через несколько лет после развода начал встречаться с какой-то женщиной, то она (Холли) не только разорвала с ним всякое общение, так ещё и написала в школьном сочинении, что он умер (точно не помню, но не исключаю, что она написала — повесился). Можно сказать, что школьные сочинения она использовала как сливной бачок (вроде так это называется в журналистике?) для своих проблем. Поскольку свидетельств физического насилия Симона над Деей зрителю не предъявили, не могу судить о том, что было у них до момента, с которого жизнь этой семьи стала нам видимой. Показали небольшой эпизод, когда раздражённый муж дёрнул жену за волосы, но это было в разгар процесса изъятия детей, когда все были на взводе. Не исключаю , что насилием над матерью Холли считала и буйный секс между родителями, на который она смотрела (иногда смотрела в прямом смысле) явно неодобрительно и который травмировал её ещё детскую душу. Ну и ещё ей казалось, что Деа всегда и во всём соглашается с Симоном, что также, по мнению Холли, являлось насилием. Если же обратить внимание на то, что у неё до четырнадцати лет не было даже «платонического» мальчика (хотя подруги её возраста далеко продвинулись на этом направлении), то возникает подозрение, что Холли испытывала неприязнь к мужчинам как к классу.

        Соцработник свой долг, как он его понимает, выполнил. Но кому от этого стало лучше? Тео потерял любимого отца, Деа — мужа, о котором она говорила подруге, что жить без него не может. О Симоне и говорить нечего, ему вообще грозит тюрьма. Остаётся Холли, её мечта сбылась — они теперь втроём, безо всяких там мужей. Будет ли она счастлива? Не думаю. Недостаточно изменить внешний мир, если во внутреннем беспорядок.

          Но меня не так захватила эта частная ситуация, как почти физически ощущаемая кафкианская атмосфера. Я даже, в развитие этой мысли, рискну назвать показанное нам общество тоталитарным. Ещё в 1985 году Нил Постман, американский писатель, теоретик медиа и критик культуры, писал, что антиутопию того времени лучше предсказал не Оруэлл, а Хаксли, который «понял, что от Большого Брата не потребуется лишать людей их автономии, дееспособности и истории. Люди сами полюбят своё угнетение и будут обожать технологии, лишающие их способности мыслить». Прошло сорок лет. Дети, фактически, стали собственностью общества. Родители имеют право приносить потомство, но затем общество в лице той самой бездушной системы решает, достойны ли они выполнять не только супружеский, но и гражданский долг. А выполнить свой гражданский долг — это не только избегать физического насилия, о чём шла речь в этом фильме. Как пишут в Интернете, ребёнка могут забрать из семьи, если религиозные, философские или политические убеждения родителей покажутся чиновникам неприемлемыми. Но оставим в покое записи в Интернете, я же рассказываю о фильме.

          Вернусь к Хаксли. К той сформированной почти на уровне условных рефлексов потребности граждан посылать сигналы системе. Учитель, который должен знать девочку намного лучше, чем сторонние чиновники, моментально передаёт её судьбу в руки социальной службы. Мать девочки из детского сада после небольшой размолвки с Деей , которая работает здесь воспитательницей, безо всяких рефлексий идёт к директору с жалобой. К чему я это. Повторно выражу своё ощущение — то, о чём так долго говорил Кафка, свершилось. Государство опутало общество сетью бездушных бюрократических систем и человек, отклоняющийся от установленных правил, будет раздавлен как муха. Причём, я имею в виду не следованию закону. Речь именно о всевластии системы и её чиновников, которые становятся толкователями законов. Над людьми навис чиновничий Левиафан, если понимать название этого чудища не в библейском, а в переносном смысле. Чтобы не расширять рамки обобщений, уточню — это мои личные впечатления от просмотра этого фильма. А почему я так часто вспоминал Кафку, расскажу на следующей неделе.

          П.С. Сериал снимали в кооперации пять стран - Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия. Надо думать, что это их солидаризированная позиция, выраженная языком искусства. Даже если авторов сериала никто из официальных лиц и не уполномочивал.

==============

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Италия- Испания. Финал. Полтора часа до матча, начинаем обратный отсчёт. И я думаю нам всем не мешает выпить) Успокоить так сказать нервы) ...
нет нормальных пока фоток но загадать нет сил загадку удержаццо!! ну вот. что это, Бэрримор?..(с) ...
      Объединенная Европа против «русского варварства». К 70-летию начала Великой Отечественной войны Бурно отметив 70-летие начала Второй мировой войны и подписания пакта Молотова - Риббентропа, Европа хранит ...
Одна из улиц Варшавы долгое время носила имя Юлиуса Фучика - журналиста, активиста коммунистической партии Чехословакии. После падения коммунизма и начала декоммунизации, власти решили назвать улицу Юлиуса Фучика в честь чешского композитора. Назовите этого композитора. Картинка ниже ...
Псков Псков.Часть 2 Псков.Часть 3 Башня Без подписи Без подписи Било у Троицкого собора Великолуцкая улица Вид на Плоскую башню Кремля и Запсковье Гостиный двор Детинец Кремль Кремль и плавучий мост через р. Великую Кремль. Общий ...