
Детская литература или большая халтура?

Когда заходит разговор о стихах для детей, сразу всплывают в памяти ставшие классическими произведения Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто. В русской литературе много примеров удивительных, тонких, образных стихотворений, написанных специально для детей.
Какое удовольствие получаешь, наблюдая за тем, как играет словами Михаил Яснов, как озорничает Андрей Усачев. Когда чувствуешь толчок в бок, слышишь шепот Марины Бородицкой: «Смотри, смотри!» и видишь уже её глазами удивительный мир, который нас окружает. Когда читаешь стихи Сергея Махотина, с легкой грустинкой, но все-таки радостные, задорные, по-настоящему детские.
Сейчас появляются новые имена. Но и у молодых поэтов, пишущих для детей, уже есть свой стиль, своя интонация. Так, ни с кем не спутаешь голос Галины Дядиной. Потому что только Галя может ТАК рассказывать о море, ТАК танцевать Собачий вальс. Анна Игнатова со своим особым взглядом на мир, несколько ироничным, но в то же время подмечающим важные интересные детали. Наталья Волкова, умеющая оживлять самые простые вещи. Анастасия Орлова, которая пишет стихи для самых маленьких. Казалось бы – читай и радуйся. Заходи в книжный магазин – бери с полки любимого поэта и вместе с ребенком отправляйся в волшебное путешествие в мир поэзии.
Но почему-то, когда оказываешься в книжном магазине, настроение может испортиться. Как испортилось мое, когда я увидела книгу Игоря Карде, выпущенную в издательстве «Априори-пресс».
-Надо же, какая чудесная книга! – обрадовалась я, взяв в руки «Кошкины сказки». Листала их, любовалась иллюстрациями Катюши Куклачевой. А стала читать - испугалась:
ОБИДА
Обидно стало киске –
Молока нет в миске!
Разве жалко вам чуть-чуть,
Чтобы язычком лизнуть?
Что это? Первый вопрос, который возник. Стала читать дальше.
СНЫ
Мышь в норе скребётся,
Тикают часы,
Спит на печке кошка,
Кошке снятся сны.
Снится ей, что в поле,
Где мышей полно,
Ей препоручили
Охранять зерно.
Вот она на страже
Бдительно стоит,
Ходит по округе,
До зари не спит.
Но когда под утро
Приляжет на минутку,
Мыши распускаются
Прямо не на шутку.
Тащат, что попало,
Воруют, что хотят,
А потом за печкой
Радостно пищат,
И в амбаре водят
Мышиный хоровод…
Ей же за убытки
Предъявят крупный счёт.
и т.д.
Опять недоумение. Это стихи, написанные ребенком? Ведь только дети, не имеющие представления ни о рифме, ни о ритме, сочиняют такие стихи. У моей знакомой сын иногда занимается таким «акынством» - что видит, о том и поет. Захотел про кошечку – сто пятьдесят таких стихотворений насочиняет, не руководствуясь при этом ни логикой, ни законами стихосложения.
Стало мне интересно, кто такой Игорь Карде. Думаю, дебют человека, неудачный. Бывает. Выхожу в Интернет и что я вижу! У Игоря Карде есть еще одна книга. Называется она «Зоосад». Тема благодатная! Рассказать ребенку об интересных животных, об их повадках, о том, как они выглядят, в конце концов. Сразу вспоминаются «Детки в клетке» С. Маршака, «Мохнатая азбука» Б. Заходера. Много чего вспоминается.
И вот, в предвкушении новых интересных открытий на тему зоопарка я открываю книгу Игоря Карде. Открываю наугад.
О! «Кайман». На секунду забываю о том, кто это такой. «Превращаюсь» в ребенка, первый раз услышавшего о таком звере.
Положил к себе
В карман
Чей-то кошелёк
Кайман.
И теперь
Вы никогда
Не найдёте
Кошелька.
Кто это - кайман? Как он выглядит? У него есть карман? Лапки - как ручки, раз он может чей-то кошелек вытащить и себе в карман засунуть. Ничего не понимаю .
Тут можно, конечно, возразить и сказать, что у того же Маршака слон берет туфельку да еще и говорит при этом:
«…Нужны пошире,
И не две, а все четыре!»
Но фантазия Маршака не мешает нам узнать, что у слона четыре ноги. И ноги эти больше человеческих. А еще, читая стихотворение Маршака, мы видим этого слона. Взявшего маленькую туфельку хоботом, внимательно её оглядевшего и проговорившего, что туфелька-то маловата будет. Остальное – дополнит художник и фантазия ребенка.
Надеясь отыскать что-то хорошее, я продолжаю читать книгу.
«Бегемот»
(…)
Бегемот – не хищник, нет,
Он, поверьте, травоед,
Любит репу со свеклой,
Запивает их водой.
Со свеклОй?? Прошу прощения, это уже не просто графоманство, лишающее детей чувства поэтического вкуса. Это безграмотность, лишающая детей родного языка. Автор готов взять на себя такую ответственность перед будущими поколениями?
«Жирафы»
Жирафы шеи
Мерили –
Кто из них
Длинношеее?
И сколько шарфов
Возьмёт длинношей,
Чтоб замотаться
До самых ушей?
Больше читать Карде я не смогла.
Почему-то многие думают, что писать стихи для детей – легче легкого. Накидать рифм по типу «рама-мама», насобирать зайчиков, мишек, кошечек - и готово. Сдобрить все это иллюстрациями – вот вам и книга.
О том, что писать детские стихи – это огромный труд, не приходит в голову таким «поэтам». Они не думаю о точных рифмах, о четком ритме, о том, что смена образов в стихотворении должна быть не просто быстрой, а «наибыстрейшей» (как заповедовал К. И. Чуковский). Такие горе-поэты, не обладающие музыкальностью слуха, могут позволить себе в детских стиха совершенно невозможные, невыговариваемые сочетания согласных и гласных. Они как будто не знают о том, что детские стихи должны быть сродни чистейшему роднику. Много чего они не знают. Но самое страшное, считают, что имеют право выпускать свои стихотворные поделки, думая, что никто не заметит за красивыми иллюстрациями огрехи текста.
А еще пугает то, что издательство, в погоне за прибылью, печатает такие книги. Другой мотивации, кроме как заработать деньги, я тут просто не вижу. Хотя, возможно, Игорь Карде чей-то брат, сват, кум. Такое, к сожалению, бывает. В любом случае, кажется, всем хорошо: автору - книга, издательству - деньги. Только вот о детях, об испорченном вкусе, о потере языкового чутья, о потере чутья к прекрасному, к тому, что называется настоящей поэзией, никто не думает.
Увидев на полке очередную книгу Игоря Карде «Что едят динозавры?», я поинтересовалась у продавца, что он может о ней сказать. Посоветует ли купить? Читает ли своим детям? Продавец развел руками – ему все равно. Для него книга – товар, который нужно продать. Он её не читал. Поэтому, когда в магазин придет родитель в поисках книги для своего ребенка, он покажет ему книгу Карде. Родитель возьмет её в руки, полистает. Если у родителя со вкусом хорошо и времени достаточно он так же, как и я, прочитает пару стихотворений и поставит книгу обратно на полку. Но чаще всего взрослые забегают в магазин, видят привлекательную обложку, хватают книгу. А уже после хватаются за голову. А некоторые не хватаются, потому что такие же «карде» когда-то отбили им литературный вкус. Вот что страшно.
Автор:
Ирина Павлова
|
</> |