ДЕТСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ | Наше время
Сообщество «Наше время» — 14.01.2013
Константин КРАШЕНИННИКОВ
Не так давно в одной из телепередач был показан сюжет о
похищении подростка с целью выкупа. Не помогло ни то, что
состоятельный отец собрал весомую по нашей обыденной жизни сумму
"зелени", ни оперативные разработки милиции и спецслужб. Подростка
нашли задушенным удавкой. Преступление было раскрыто. Похитителями
и убийцами оказались ученики старших классов школы, где учился
убитый мальчик. Он был открытым и добрым, мог сводить на свои
карманные деньги весь класс в пиццерию, девочек-одноклассниц
одаривал игрушками. Но как-то раз денег не хватило, и он взял их у
отца без спроса. И рассказал об этом старшим "друзьям". Те стали
его шантажировать, записав рассказ на кассету. Потом инсценировали
похищение, требуя выкуп. И в конце концов убили.
На сегодняшний день можно говорить уверенно: сейчас безопасность,
защиту любого из нас от уголовных преступлений не гарантирует
никто. В особенности это относится к детям. Неопытные, прямодушные,
доверчивые наши дети все чаще становятся жертвами преступлений
любого рода. И любой тяжести — от "детского рэкета" своих же
одноклассников до жесточайших сексуальных преступлений, от
мошенничества до массового захвата заложников. Несмотря на
фальшиво-бодрые доклады о том, что "большинство выжили", кто
скажет, что у этого большинства впереди — ведь наиболее тяжелое
воздействие на психику людей оказывают катастрофы, вызванные
умышленными действиями…
Дети по своей природе зачастую просто-напросто не могут оценить ни
степени опасности той или другой ситуации, ни самого присутствия
опасности. Поэтому они многих вещей и людей и не боятся. Но мы-то,
взрослые? Всегда ли мы боимся тогда, когда это нужно, и того, чего
стоит бояться? И не бывает ли наоборот?
"Вредные советы"
Многочисленные учебники ОБЖ — "Основ безопасности
жизнедеятельности" не только не описывают множества криминогенных
ситуаций этой самой "жизнедеятельности", но порой и просто
дезинформируют детей. На страницах некоторых из них можно прочесть
приблизительно такой вот совет: "Если к тебе на улице подошел
взрослый, пожилой человек и попросил помощи, то нужно обязательно
проводить его туда, куда он просит. Ведь людям надо помогать,
особенно пожилым, больным". Ну кто же будет спорить с такими
прекрасными словами! Если только жертвы многочисленных сексуальных
маньяков-садистов или "просто" педофилов, которые не все юношеского
возраста… Да, жертвы могли бы поспорить с такого рода "гуманными
советами". Но они молчат. И не только потому, что многие из них
мертвы. Молчат и многие живые дети, пережившие насилие — ни они, ни
даже их родители часто не сообщают о том, что им пришлось пережить.
Молчат, не обращаясь ни в правоохранительные органы, ни к
психотерапевтам и психологам, часто молчат и по совету взрослых,
"умудренных опытом". Но ничто не проходит бесследно, и уже потом,
через годы, это молчание сказывается в тяжелейших последствиях
посттравматического стресса. Специалистам известно, что именно
среди людей, перенесших в детстве физическое или сексуальное
насилие, очень много алкоголиков, наркоманов. Повзрослев, эти люди,
пытаясь справиться со стрессовыми ситуациями, часто прибегают к
алкоголю, наркотикам. Это — взрослое "эхо далекого взрыва", который
прогремел в детской психике.
Есть контакт?
Спросите себя, как давно вы в последний раз говорили со своим
ребенком. "Да вот, вроде, только что… Сегодня… Ну, вчера". Однако
был ли это тот разговор, к которому стремился ребенок, который был
ему нужен? К сожалению, чаще всего это либо дежурный вопрос "Как
дела?" ("Что нового?"), либо лекция-монолог "Как себя не нужно
вести". Так как же нужно нам говорить с детьми?
Это — не только вопрос "общего" воспитания. В теперешней ситуации
это вопрос выживания ребенка. Контакт с родителями — едва ли не
единственная опора его безопасности. Именно контактируя с ребенком,
мы можем узнать о тех вопросах, проблемах, что волнуют его. А
узнав, помочь научиться решать эти проблемы, верно понимать
ситуацию и выбирать тот или иной вариант поведения в этой ситуации.
В том числе в ситуации опасности.
Все мы, так или иначе, "загружены" проблемами жизни. Но если мы
говорим с ребенком, давайте будем внимательны. Предельно
внимательны. Если ребенок рассказывает нам о том, как прошел его
день, давайте найдем в себе силы выслушать его рассказ до конца.
Возможно, что-то нам покажется немного нереальным. В рассказах
ребенка может присутствовать элемент фантазии. Однако и эта
фантазия на чем-то основывается. Как и цветок, она не растет без
почвы. Может быть, это связано с сюжетом мультика или фильма,
который недавно просмотрен, или это напоминает поведение какого-то
вашего общего с ребенком знакомого. Но в любом случае, условимся,
что все, что мы слышим от ребенка, достойно пристального внимания и
анализа. Анализа с точки зрения безопасности. Только тогда, когда
установлен прочный и постоянный контакт с ребенком, когда он видит,
что он и его жизнь нам не безразличны, мы сможем обезопасить его,
помочь научиться самому правильно оценить ситуацию опасности и
своевременно принять верное решение.
Прежде всего, с ребенком младшего возраста нужно обязательно
выучить, как его зовут, как зовут его родителей, его адрес, номер
телефона. Одновременно нужно четко объяснить ему, что этими
знаниями он должен воспользоваться в четко оговоренных ситуациях
(когда на самом деле нуждается в помощи — например, потерялся в
толпе, на улице) и лишь обратившись к людям, которые заслуживают
доверия — желательно к сотрудникам милиции в форме, работникам
служб крупного магазина, где он мог заблудиться. Но ребенок никогда
не должен рассказывать о себе случайным людям, которые могут
заговорить с ним на улице или в транспорте.
Один дома
Если вы оставляете ребенка одного дома и предполагаете, что
вернетесь затемно, не стоит экономить электричество: заранее
включите свет во всех комнатах, где будет играть ребенок. И ему так
будет спокойнее, и нежелательные гости поостерегутся попытаться
проникнуть в дом. Если живете на первом этаже, зашторьте окна.
Оставьте ребенку список телефонов, по которым он может получить
помощь. Это милиция, пожарная охрана, "Скорая помощь", друзья вашей
семьи, соседи, коллеги по работе, живущие поблизости. Ребенок не
должен стесняться звонить и просить помощи.
Если мы хотим научить ребенка правилам безопасности, мы должны
прежде всего сами их выполнять. У детей развито подражание, и если
мать или отец сами открывают на звонок входную дверь, не
поинтересовавшись, кто за ней стоит — будьте уверены: ребенок
поступит так же. Сколько бы мы его ни увещевали. Наш дом станет
нашей "крепостью" (для ребенка в особенности) не столько от обилия
сложных замков на стальной двери, сколько от того, как
последовательно мы сами будем выполнять правила безопасности и
насколько это войдет в привычку у наших детей.
Выйдя за дверь
По данным криминальной статистики, многие дети становятся жертвами
преступников, выполняя обычные и, казалось бы, безопасные домашние
дела. Например, вынося мусор или забирая почту из ящика в подъезде.
И здесь у нас есть возможность обезопасить ребенка, научив его
нескольким правилам. Прежде чем открыть дверь, посмотреть в глазок.
Если никого не видно, но слышны голоса, подождать, пока люди не
уйдут с лестничной площадки. Выйдя из квартиры, стоит закрыть дверь
— тогда можно быть уверенным, что, вернувшись, не застанешь дома
нежданного "гостя". Если вышел и увидел посторонних, вернись в
квартиру. Не рассматривай почту у ящика, сделай это дома. Если
незнакомый человек предлагает подняться вместе на лифте, откажись
(скажи, что живешь невысоко, на втором этаже). Наконец, если
нападение все же произошло, ребенок должен быть готов к отпору.
Резко повернувшись к нападающему лицом, неожиданно использовать для
удара и защиты мусорное ведро, ключи, наконец, просто ударить
нападающего по лицу свернутыми газетами. После этого убегать,
громко крича "Пожар!" или "Горим!".
“Я пошел гулять!"
Отпуская ребенка на улицу, расскажите ему о наиболее опасных и
криминогенных местах во дворе и на улице. Это подвалы, чердаки,
стоянки автомобилей. То есть все то, что так часто и привлекает
детей, особенно мальчишек. Если к ребенку подошел незнакомый ему
человек, то нужно немедленно пойти в сторону своих родителей либо
позвать их. На предложение незнакомца пойти куда-либо, сесть в
машину "покататься" — решительный отказ.
Если вы собираетесь на праздник (или просто отпускаете ребенка
гулять), то стоит пришить к его одежде метки с четко написанными
именем, фамилией, телефоном, группой крови и характерными для него
противопоказаниями по медикаментам. Что касается одежды, то при
походе в места большого скопления людей лучше одеть ребенка поярче:
так его легче будет заметить. Не забудьте взять с собой хорошую
фотографию ребенка. Оговорите место, где вы с ним встретитесь, на
случай, если все же потеряете друг друга.
Стратегии безопасности
Ребенок должен помнить о том, что его безопасность зависит прежде
всего от него самого, от того, как и что он ответит незнакомому
человеку на его предложение. Или как поступит в той или другой
ситуации. Ведь от этого могут зависеть и его здоровье, е его жизнь.
А вот задача близких состоит в том, чтобы научить ребенка возможно
доступным правилам стратегии безопасности, дать ему "технологии"
обнаружения опасностей, рисков и избегания их.
Мы, конечно же, далеки от мысли дать рекомендации "на все
случаи жизни". И не хотелось бы быть принятыми за неких кликуш,
нагнетающих социальные фобии. Но наша жизнь, к сожалению, не
меняется в сторону уменьшения опасностей и для взрослых, и особенно
для детей. Поэтому рекомендации такие все же необходимы. В наши дни
— в особенности.
|
</> |