Дети, кружки и развитие, ч.3

Если родитель произносит патетические речи про "ничего не интересно", а сам на глазах ребёнка только пырит в экранчик - это не помогает.
Помогает, если:
1) родитель на глазах ребёнка видимо и с интересом делает что-то, отдельное от распространённых способов релакса, и ребёнок точно знает, что именно (то есть, если папа возится с кактусами, потому что его волнуют их редкие яркие цветы, и это каждый раз как праздник - неплохо бы это озвучить, иначе он просто, ну, выполняет действия с кактусами и горшками)
2) родитель время от времени, в неформальной обстановке, не токсичным и не назидающим тоном, увлечённо или просто позитивно, с относительно подробным описанием действий, реалий и ощущений рассказывает о чём-то, чем ему было интересно заниматься в детстве - от козла (когда мяч от стенки отскакивает, а ты перепрыгиваешь) до выжигания по дереву, от разглядывания картинок хороших иллюстраторов в книге до заучивания наизусть фрагментов Онегина по приколке.
А главное, ну не надо внушать ребёнку "ты тупой, тебе ничего не интересно". Монотонное повторение - это именно акт внушения. Родительский голос даже в период протеста очень важен, он мимо мозга не пройдёт, как бы ребёнок ни показывал иное. Родительский долг, конечно, давит и странно "делать ничего", вместо того, чтобы передавать давление дальше на ребёнка, но... Неэффективно это, или даже даёт плохой эффект.
Однако возвращаясь к теме кружков и неструктурированного времени.
Наличие неструктурированного времяпрепровождения важно ещё в одном аспекте - в социальном. Только такое время годится для действительно неформального общения со сверстниками. В таком виде общение дети учатся конфликтовать и избегать конфликтов, не прибегая к посредникам-взрослым; учатся обозначать проблемы и решать её, в том числе сообща; учатся придумывать правила, соблюдать их, менять их, вырабатывать меры против нарушений. При таком общении завязываются более глубокие эмоциональные связи - а при отсутствии близких по возрасту братьев и сестёр замещающие их связи со сверстниками очень важны! Поскольку ребёнок для полноценного эмоционального развития должен прожить "вертикальные" эмоциональные связи и "горизонтальные". От этого будет зависеть в том числе его умение любить, дружить и поддерживать долгосрочные неформализованные отношения в будущем (и если взрослым это просто "пригодится", то в подростковом возрасте неумение выстраивать отношения и углубляться в горизонтальные эмоциональные связи может просто ВЗОРВАТЬСЯ).
Кстати, иногда сообща и интересы вырабатывать и одолевать легче, не говоря уже о том, что внутри группы дети активно обмениваются любой усвоенной информацией (и словами - далеко не только матерными).
Наконец, важный аспект необходимости неструктурированного времяпрепровождения в течение дня (а ещё лучше - и один полный день в неделю) - физиологический.
Дети и подростки нуждаются в:
1) движении, и нет, "мы ходим на кружок айкидо" ежедневного движения не отменяет - оно нужно для правильного формирования опорно-двигательного аппарата, достаточного тонуса сосудов и насыщения крови кислородом для питания тканей, в т.ч. мозга, и просто чтобы сбросить напряжение от интенсивной работы ума во время обучения или от конфликтов (см примечание один)
2) отдыхе и перезагрузке нервной системы, и не всякая смена деятельности даёт отдых, и нужда в отдыхе и перезагрузки у формирующейся нервной системы выше, чем у взрослого, даже работающего на интеллектуальной работе человека,
3) наконец, долгосрочная память так устроена, что после загрузки краткосрочной и обработки информации оттуда нужен "момент тишины" для её усвоения, в том числе очень часто мозг прикидывает, куда применить новую информацию - и при наличии времени на эксперименты и исследования часто находит! непрерывное обучение - верный путь к проблемам с формированием "активной" долгосрочной памяти, которые детский организм, конечно, может обойти, но зачем на это тратить его ресурсы?!
|
</> |