День в истории. Егор Гайдар, или "Кому нужны ваши д***мовые станки?"


Егор Тимурович Гайдар (1956—2009)
Егор Тимурович Гайдар (1956—2009), который сегодня, 19 марта, отмечал бы свой очередной день рождения, был личностью, несомненно, гениальной. Так блестяще вобрать в себя и выразить всю суть, самую квинтэссенцию позднесоветской интеллигенции — это надо было очень постараться. Но ему это удалось...
Собрал несколько блёсток его таланта, умения блестяще, с гениальной простотой формулировать то, что другим было не по плечу. Они выделены ниже жирным шрифтом.
«В России не нашлось ответственной политической силы, которая отважилась бы заявить, что с точки зрения целей самосохранения и воспроизводства русского народа распад СССР явился самой крупной удачей за последние полвека».
(Егор Гайдар. «Гибель империи. Уроки для современной России»).
А эту великолепную блёстку гайдаровского ума донёс до нас бывший в 1986—1991 годах министр станкостроения СССР Николай Паничев. Вы понимаете, что главное для человека на такой безрадостной должности: всё ему станки подавай, станки да станки... Сплошные унылые станки, аж в глазах рябит.
«В начале 1992 года я с трудом пробился на приём к и.о. премьера Гайдару, пришёл к нему с детально отработанным планом сохранения станкостроения. Он даже смотреть ничего не стал, брезгливо сморщился:
— Да кому нужны ваши дерьмовые станки?! Понадобятся — мы всё за рубежом купим.
Визит продолжался не больше минуты. Я шёл к союзнику, попал к злейшему врагу дела, которому отдал всю свою жизнь. В одной его фразе была сфокусирована программа уничтожения отечественной промышленности, перевода России из страны — производителя техники в страну-покупателя, что ставило нас в полную зависимость от Запада».
(Из воспоминаний Н.А. Паничева — министра станкостроительной и инструментальной промышленности СССР).

Булат Окуджава, Егор Гайдар и Анатолий Чубайс. «Возьмёмся за руки, друзья».
«Одному из авторов этой статьи вспоминается эпизод, который нельзя назвать по всему тому, что там происходило, имеющим государственное значение. Но он до сих пор остаётся в памяти примерно таким, как если бы это происходило буквально вчера. Был февраль 1992 года. На совещании, которое вёл Егор Тимурович, рассматривались неотложные меры по финансированию социальных программ. Народа собралось довольно много в зале, где в недавнем прошлом восседал Егор Лигачёв. За тем же столом сидел Егор, но уже другой — Егор Гайдар.
Шло обсуждение социальных вопросов по строительству школ, по пенсиям, к тому времени почти обнулённым, по сбережениям граждан, тоже превратившимся в пыль. И всё тот же один из авторов этой статьи проинформировал Гайдара о том, что в Зеленограде наша медицина зафиксировала 36 смертей из-за голода. На это Гайдар ответил просто: идут радикальные преобразования, с деньгами сложно, а уход из жизни людей, неспособных противостоять этим преобразованиям, — дело естественное. Тогда его спросили: Егор Тимурович, а если среди этих людей окажутся ваши родители? Гайдар усмехнулся и сказал, что на дурацкие вопросы не намерен отвечать».
(Юрий Лужков, Гавриил Попов. Ещё одно слово о Гайдаре // Московский Комсомолец от 22 января 2010 г.)
«В начале реформ я сказал Гайдару: Вы ищете средний класс. Но он же есть: это учителя, врачи, техническая и творческая интеллигенция. И услышал в ответ: это не средний класс, а иждивенцы».
(Олег Попцов. «Момент истины», ТВЦ, 23.06.2006)

Про этот памятник Егора Гайдара есть анекдот:
— Почему у памятника Гайдара одна рука?
— Потому что вторая рука — невидимая рука рынка!
P.S.Лично я, должен честно признаться, всегда относился к нему исключительно плохо. Ещё с того далёкого дня, на заре Святых Девяностых, когда впервые услышал его имя. В 1994 году сочинил про него такой текстик:
«Чёрный юмор.
В детстве юный Егор Гайдар был тимуровцем. Делал разные добрые дела, помогал одиноким малообеспеченным старичкам и старушкам.
И так они ему за это время осточертели, что, когда он вырос, он осуществил план «шоковой терапии», в результате которого большинство одиноких бедных пенсионеров заблаговременно отправились на тот свет.
По сообщению еженедельника «Аргументы и факты» в 1993 году в России умерло на 200 тыс. больше людей, чем в 1992 году».

Образ из творчества Аркадия Гайдара, который больше всего вспоминается при изучении деятельности Егора Гайдара...
|
</> |