День рождения. Каракалла
cand_orel — 04.04.2021Император Цезарь Марк Аврелий Север Антонин Август (лат. Marcus Aurelius Severus Antoninus Augustus), имя при рождении Септимий Бассиан Каракалла (лат. Septimius Bassianus Caracalla) ( 4 апреля 188 — 8 апреля 217 гг.) — римский император из династии Северов. Сын Септимия Севера, брат Геты. Правил с 211 по 217 год н. э.
Честно скажу, то я до последнего времени и не знал о нем особо. Где он, и где я... И во времени, в пространстве.
Но вот попалась книжка Пелевина, где Каракалла — чуть не действующий герой.
В плане новых интересных мыслей, своевременных обобщений и угадывания новых тенденций в новом мире — замечательно и остроумно.
Да и в принципе, не цепляясь своими ожиданиями к мыслям автора — всё достаточно цельно и самодостаточно.
Не большой я знаток современной философии, но вот этот подход практически физичной до материалистичности проекции окружающего нас мира от объективно идеалистической сущности через Камень — это порадовало. Придумано и изложено здорово. И Богу есть где банально "спрятаться" за проекционным аппаратом, а не за большим облаком.
Потом вот этот, назовем, "танцевальный идеализм" как способ обратной связи с божественной сущностью тоже порадовал. И как именно язык взаимодействия с неданным нам в ощущениях миром, и интересный взгляд на танец как средство отражения окружающего мира и выражения мысли и желания "танцора".
Очень даже, как всегда у Пелевина, производит впечатление злободневность романа, привязка к последним событиям и политического, и идеологического, и нравственно-этического, и эпидемиологического свойства. Всё, что сейчас вызывает общественные споры и погружает в собственные размышления — всё здесь.
Популярный ныне квестовый подход реализован по делу, действительно поиск знаков, скажем, от бога и принятие соответствующего выбора — всё укладывается в сюжет романа и является практически его двигателем развития.
Вот так, наверное — крупными кусками, не раскрывая сюжета и без намерений убить желание прочесть «Непобедимое Солнце».
Если сформулировать цель автора и выделить квинтэссенцию романа, то, наверное, это поиск способа связи с идеалистической сущностью, создавшей этот мир, и возможности изменить этот мир. Правда, для чего и каким образом — а бог его знает...
И, как водится, оставшиеся вопросы и какие-то свои нерешенные проблемы (без претензий к автору).
Во-первых, не дающий покоя вопрос — зачем от лица дамы... Всё-таки вот этот момент половых различий автора и главного персонажа как-то понижает и степень доверия, и оценки правдоподобия излагаемого материала. Но потом сам хмыкнул от посетившей мысли, что автор, рассказывая о трансляции мира через камень, может позволить себе транслировать произведение через образ девушки — тут он себе действительно царь и бог (черт возьми, приятно).
Во-вторых, есть ощущение, что побывал в тех же местах, подвергшись тем же увлечениям интеллектуального и местами религиозного свойства, местными физкультурными традициями и историческими повествованиями, несколько иронично воспринимаешь их увязывание в этот коктейль. С другой стороны — автор проехал по тем же местам, получил ту же духовную практику и родил в итоге книгу... Респект автору!
В-третьих, финал как-то мне не убедителен — всё свести ко сну, оставив за читателем право решить случилось или не случилось?! Но тут я, наверное, как закостенелый материалист требую четкости формулировок о недоступном для понимания мире.
Ну, и, в-четвертых, как бы продолжение предыдущего тезиса, но с запомнившейся фразой про две книги — И то, что это был именно сон, подтверждали две книги в моем багаже – одна про гностицизм, другая про поздний Рим. Чем то мне это напоминает мои опусы в ЖЖ, когда я на основе чего прочитанного или освоенного пытаюсь затянуть полученный материал в пост применительно к себе какими-то увязками смыслов и сюжетов. Наверное, это бросается в глаза. Но у автора с гностицизмом и Римом всё логично (тем более сам сдал первоисточники), поэтому и претензий быть не должно.
Будем ждать новых творений талантливого автора!