День рождения "Элочки", но не людоедки. Турболет из ЧССР
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![День рождения День рождения Элочки, но не людоедки. Турболет из ЧССР](/images/main/den-rojdeniya-elochki-no-ne-lyudoedki-turbolet-iz-chssr-28f31f.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_661e98381913127907665f06_661e9883e7ae2f3528042399/scale_1200)
16 апреля 1969 года совершил первый полет турбовинтовой пассажирский самолет L 410. В середине 60-х годов появилась необходимость в скоростном, экономичном ближнемагистральном самолете, способном перевозить порядка двадцати пассажиров и эксплуатироваться с грунтовых аэродромов. Самолет разработали в ОКБ Бериева и он получил маркировку Бе-30. Но тут вмешалась политика и работу над самолетом передали чехословацким друзьям.
Let L 410 «Turbolet» — многоцелевой двухмоторный самолёт для местных воздушных линий (МВЛ). Разработан конструкторским бюро чехословацкого завода Let Kunovice (ныне — чешский Aircraft Industries). Предназначен для эксплуатации на неподготовленных грунтовых, травяных, снежных площадках, а также на аэродромах с короткими ВПП. Способен перевезти до 19 пассажиров или 1800 кг груза на расстояние до 1500 км. Экипаж самолета состоит из двух пилотов, кабина которых совмещена с салоном и отделена от пассажиров лишь занавеской.
![День рождения День рождения Элочки, но не людоедки. Турболет из ЧССР](/images/main/den-rojdeniya-elochki-no-ne-lyudoedki-turbolet-iz-chssr-d431bd.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_661e98381913127907665f06_661e98cf6c9d113c984e9afd/scale_1200)
Начиная с 1969 года было построено 1104 L 410 различных модификаций (наибольшая часть из них — L 410 UVP), 862 из них были поставлены в Советский Союз и активно использовались для перевозок пассажиров и грузов на местных воздушных линиях. К началу 1992 года в СССР оставалось около 750 самолётов L 410.
![День рождения День рождения Элочки, но не людоедки. Турболет из ЧССР](/images/main/den-rojdeniya-elochki-no-ne-lyudoedki-turbolet-iz-chssr-1df881.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_661e98381913127907665f06_661ea0501ebd8259f0d0bb0d/scale_1200)
Один из первых бортов построенных специально для СССР находится в музее ГА в Ульяновске. Данный борт СССР-67252 проходил испытания в ГосНИИ МГА СССР, после чего был передан в Магаданский ОАО. Борт сохранил "полярную" ливрею.
![День рождения День рождения Элочки, но не людоедки. Турболет из ЧССР](/images/main/den-rojdeniya-elochki-no-ne-lyudoedki-turbolet-iz-chssr-f2433e.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_661e98381913127907665f06_661e990cb869a75b8edacd56/scale_1200)
![День рождения День рождения Элочки, но не людоедки. Турболет из ЧССР](/images/main/den-rojdeniya-elochki-no-ne-lyudoedki-turbolet-iz-chssr-9ffa5a.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_661e98381913127907665f06_661e991878b4796b12b24388/scale_1200)
![День рождения День рождения Элочки, но не людоедки. Турболет из ЧССР](/images/main/den-rojdeniya-elochki-no-ne-lyudoedki-turbolet-iz-chssr-d97524.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_661e98381913127907665f06_661e991801f29c5ac9b9ff35/scale_1200)
Еще один борт Л-410УВП можно увидеть на учебном аэродроме Самарского университета, он имеет регистрационный номер СССР-67131, построен в 1980 году и всю свою летную карьеру, вплоть до списания в 90-х годах эксплуатировался в Саратовском ОАО.
![День рождения День рождения Элочки, но не людоедки. Турболет из ЧССР](/images/main/den-rojdeniya-elochki-no-ne-lyudoedki-turbolet-iz-chssr-f02f90.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_661e98381913127907665f06_661e9935395afa08896276a3/scale_1200)
![День рождения День рождения Элочки, но не людоедки. Турболет из ЧССР](/images/main/den-rojdeniya-elochki-no-ne-lyudoedki-turbolet-iz-chssr-c9db82.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_661e98381913127907665f06_661e9941dc9fe914b64f34bf/scale_1200)
![День рождения День рождения Элочки, но не людоедки. Турболет из ЧССР](/images/main/den-rojdeniya-elochki-no-ne-lyudoedki-turbolet-iz-chssr-67c858.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_661e98381913127907665f06_661e9941c18a1903609d7dc9/scale_1200)
Некоторое количество самолетов сохранилось в структура ДОСААФ, обычно их используют для десантирования парашютистов.
![День рождения День рождения Элочки, но не людоедки. Турболет из ЧССР](/images/main/den-rojdeniya-elochki-no-ne-lyudoedki-turbolet-iz-chssr-b2ba23.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_661e98381913127907665f06_661e996ae69dcf3927855e3d/scale_1200)
Есть "Эльки" и в военной авиации. С 2018 года производство самолетов L 410 было развернуто на Уральском заводе гражданской авиации.
![День рождения День рождения Элочки, но не людоедки. Турболет из ЧССР](/images/main/den-rojdeniya-elochki-no-ne-lyudoedki-turbolet-iz-chssr-0a69ea.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_661e98381913127907665f06_661e9fbfe7ae2f35280f5c84/scale_1200)
Еще совсем недавно L 410 был постоянным гостем в Кольцово, его эксплуатировала АК "Оренбуржье", в парке числилось десять самолетов данного типа. Ходили слухи, что в 2022 году авиакомпания приостановила свою деятельность.
![День рождения День рождения Элочки, но не людоедки. Турболет из ЧССР](/images/main/den-rojdeniya-elochki-no-ne-lyudoedki-turbolet-iz-chssr-4ed68e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/sverdlovskavia/75593640/2356603/2356603_original.png)