День Пи.
dorinem — 14.03.2011 Нет-нет, ничего неприличного. Праздник такой сегодня, в честь числа Пи (посмотрите на дату в американском написании). И в этот день я без работы никогда не остаюсь - всегда устраиваются какие-то научно-популярные лекции. Вот и сегодня я в Кирьят-Яме давала лекцию ученикам старших классов. И было это... по-разному. То есть, моя лекция прошла хорошо. А вот остальные... Если честно, это было ужасно.Передо мной выступала очень миленькая тётенька из Открытого университета. По дороге (мы вместе ехали на лекцию) мы с ней очень мило и интересно беседовали. Но когда она вышла на сцену... Нет, она говорила складно, гладко и умно. Но 45 минут её лекции я изнемогала от жалости к ученикам. Потому что это было что угодно, но только не лекция для школьников. Детям, которые еле-еле знают строение клетки, а нейрон, скорее всего, видели один раз на картинке и с тех пор уже давно эту картинку забыли, она за 45 минут рассказала всё-всё, начиная от строения нейронов, включая виды нервной регуляции, рефлексы, строение мозга и его деление на области, нейротрансмиттеры ("объяснив" что каждый из них делает!), строение синапс, потенциал действия (или как там его на русском - и ещё пыталась объяснить регуляцию через ионные каналы!), а как "развлекательную" часть в конце вставила скучную нравоучительную часть про вред алкоголя и наркотиков.
Те, кто в теме, могут себе представить, каково вместить это всё в 45 минут, а для остальных скажу, что даже для студентов университета все эти темы занимают не одну лекцию (а там ни у кого нет цели развлекать или давать материал понемногу). При этом она вывалила на слушателей невероятное количество новых терминов, которые тут же начинала использовать. То есть бедные дети слушали фразы типа: "Дендриты получают сигнал от аксона через синапс с помощью нейротрасмиттера, например, серотонина, и возникает потенциал действия, который проходит в нужное место быстро при помощи миелина, прыгая через перехваты Ранвье." Ебать, извините, копать. Если бы я сама это всё не знала, фигли я бы что-то поняла, я бы её потеряла на третьем новом термине, который она ввела.
Понятно, что всё это время дети изнемогали, шумели, их выгоняли из зала - в общем, было весело. Когда на сцену вышла я, мне пришлось сразу заделаться в развлекатели, пока дети ещё не сдохли окончательно, сразу пообещала им рассказать грязные подробности из ежедневной жизни моего мозга и устроить голосование насчёт того, нормальная я, или всё же сумасшедшая. Грязный приём сработал, а так как лекция у меня действительно очень интересная (неоднократно проверенно в опытах на людях), то уже через пять минут они были мои.
Потом нас повели в новооткрывшийся Планетарий - и это было круто, всем понравилось. Я последний раз была в Планетарии в глубоком детстве, и с тех пор техника, по-моему, намного улучшилась. И ощущение трёхмерности, кстати, гораздо более крутое, чем в очках в кинотеатре.
А потом перед уходом я зашла на ещё одну "популярную" лекцию для тех же школьников. Там девочка с факультета нанотехнологии притащила детям лекцию-семинар про своё исследование в таком же виде, в котором она давала её на факультете - знаете, всё на английском, с бесконечными реферансами на статьи, с большим количеством графиков и таблиц и с 50 слайдами на 45-минутную лекцию. Она, правда, снизошла до того, чтобы объяснить, что чипы, которые она делает, похожи на Мочалку Боба, но потом всё время называла их "порозивным материалом" (вместо того, чтобы напомнить, что речь шла о мочалке), пыталась объяснить, что маленький шифт на графиках действительно что-то означает (я даже верю, что означает, но в глазах школьников разницы там никакой не было, я вам гарантирую) и на вопрос из зала ответила, что "у разных бактерий есть разные эпитопы". Вам понятно? Я рада за вас, вы, наверное, биолог, да? Дети ошарашенно молчали.
В общем, даже если бы моя лекция не была хороша, я бы была там самая крутая, потому что у меня было 10 слайдов, из них только на двух были буквы (на остальных - только картинки), я ввела три новых термина за всю лекцию, и то постоянно напоминала их значение, и не пыталась явно заставить их что-то запомнить (и поэтому мою лекцию, понятно, они запомнили прекрасно - сужу по вопросам, которые меня спрашивали потом).
Кстати, целью всей этой развлекухи было убедить детей, что наука - это что-то очень интересное и важное. Я считаю, на этом фронте остались стоять только мы с Планетарием.
|
</> |