День 57


Ответ Вирджинии Вулф вышел размером с целую книгу. Прежде всего, поинтересовалась она, кто такие эти «мы», которые должны найти ответ на этот вопрос. Образованный привилегированный мужчина родом из мира, где мужчинам открыты все двери, включая двери в политику и военное дело, задал такой вопрос женщине, подумать только! Вулф выразила сомнение, что существует некое «мы», объединяющее ее и этого джентльмена. В более раннем эссе Вулф, «Ее собственная комната», фигурировала воображаемая сестра Шекспира, не имевшая шансов прославиться, даже при условии равного с братом таланта. Тут тоже появляется сестра – воображаемая сестра привилегированного английского джентльмена, на образование которой пошло не так много семейных средств (все брату!) и у которой не особо много опций в мире мужчин. Так почему же он полагает, что на вопрос про войну она должна отвечать в терминах некого мифического «мы»? Может, для начала нужно создать это «мы» реальными действиями, а потом уже вопрошать?
Да, эссе Вулф, как вы догадываетесь, – про связь милитаризма с патриархатом. Заглавные «три гинеи» она призывает потратить на обеспечение женщинам равных прав, в частности на образование, профессиональную деятельность и свободное самовыражение. Вот с чего надо начинать, чтобы предотвратить войну, убеждена знаменитая писательница.
Патриархат и в наши дни является верным спутником милитаризма и империализма. Конечно, он во многом уже не тот, что 100 лет назад, но патриархальные модели мышления никуда не делись. Установки на доминирование вместо кооперации, силовое принуждение к подчинению, убежденность в своем врожденном превосходстве, бытовой сексизм, оправдание насилия в семье, культ мачизма, гомофобия и так далее – все это по-прежнему с нами. Роzzийский вариант патриархата демонстрирует завидную стойкость
Впрочем, зачем я зачеркнула тараканов? А давайте возьмем их и вставим в рашистские лозунги для обнаружения их истинной сути:
Спасибо деду за победу – и тараканов. Бабы еще нарожают – тараканов. Мы покажем гейропе - наших тараканов. Можем повторить – все тех же тараканов. (Это можно делать, наступая на любимые грабли).
И конечно: своих - тараканов - не бросаем.
А пора бы уже!