День 243
linda_lotiel — 24.10.2022 Прочла статью о том, как россиянку, помогавшую украинским беженцам, похитили, допрашивали, издевались и избивали. Поразил вот такой пассаж:"Пыталась снизить градус агрессии. Они говорили: «Хорошо, если мы с тобой никогда больше не увидимся». — «А я бы хотела с вами выпить чаю». Они удивились, а я на самом деле хотела бы взять у них интервью. Просто понять, как они пришли к мироощущению, что можно так поступать, не зная, виновен человек или нет, просто вывезти его и унижать, избивать. Что в их воспитании не так? Кому пришла в голову мысль вчетвером пытать женщину? Думаю, они берут пример с их трусливого кумира."
Кроме того, что поражает способность этой женщины испытывать в этот момент не сплошную ненависть к своим мучителям (что было бы вполне понятно и оправдано. Да что там "оправдано" - не нуждалось бы в оправданиях), а некую рефлексию на тему, что в их жизни пошло не так. Это некий водораздел сегодня: на одном полюсе "они все такие, они родились такими, они всегда там были такими" и на другом "они люди как и все другие, но что-то где-то пошло не так в воспитании, среде, стране и т.д." Не только вечное Nature vs. Nurture, но и маркер способности работать со своей ненавистью, понимать ее и трансформировать. Тот самый эмоциональный интеллект, которого катастрофически не хватает всем, со всех сторон.
Вспоминаются "Черные собаки" Иэна Макьюэна (в котором эти самые собаки - символ фашизма, или, скорее, зла, которое затаилось и обязательно снова прорвется сквозь людей, приведя к новой войне). Как говорит его персонаж, "The work we have to do is with ourselves if we’re ever going to be at peace with each other. I’m not saying it’ll happen. There’s a good chance it won’t. I’m saying it’s our only chance." Так оно и есть. И это, боюсь, практически безнадежный случай.
|
</> |