Дело Константина Крылова
apervushin — 29.08.2012Вчера ЖЖ всколыхнуло воззвание Кирилла Еськова к «корпорации
фантастов» с просьбой поддержать открытым письмом известного
нацдема Константина Крылова, которого хотят привлечь за выступление
на националистическом митинге по 282-й статье УК РФ. Воззвание
Кирилла можно почитать ЗДЕСЬ; с черновым вариантом открытого письма
можно ознакомиться ЗДЕСЬ. К сожалению, Кирилл поторопился и, не
дождавшись моего разъяснения, внес меня в список подписантов. Хочу
сказать четко и ясно: я выступаю не за
интересы конкретного Константина Крылова, а за отмену законов,
противоречащих духу Конституции РФ и ограничивающих право
гражданина на свободу самовыражения, к которым относится
и 282-я статья Уголовного Кодекса. Посему в той
формулировке, которую предлагает Еськов, открытое письмо я не
подпишу. Но если кто-то из моих читателей желает, то подписывайте —
для этого ссылку и дал.
Что касается обращения Еськова, то мне тут видятся три проблемы.
Начну с самой мелкой и расположу их в порядке возрастания по
социальной значимости.
Проблема первая. Кирилл Еськов обращается к
«корпорации» фантастов, апеллируя к нашему чувству локтя. Но
забывает: «корпорации» фантастов давно не существует. В начале
1990-х годов действительно можно было говорить о некоем сообществе,
преследующем общие цели и отстаивающем общие ценности, и, кстати,
все мы тогда были демократами (даже самые ершистые из нас) с четко
выраженными либеральными взглядами. Время нас изменило, но дело
даже не в возрасте или опыте, а в том, что на излете
века сообщество тех, кто считает себя профессионалами в
фантастике, резко перевалило за сотню человек. Среди нас появились
и националисты, и монархисты, и анархисты, и реваншисты, и
воинствующие православные, и воинствующие атеисты. Мне было
привычно видеть людей с прогрессивными взглядами, ведь фантастика —
самый прогрессивный жанр в литературе, но теперь я вижу, что в
принципе она позволяет отстаивать любой взгляд на мир, в том числе
дремуче-архаичный. (Кстати, нечто подобное происходило в
Веймарской республике). Должен ли я всё это поддерживать и считать
людей, которые в своем творчестве отрицают, скажем, факт полета
американцев на Луну или описывают прелести тотальной сталинизации
мира в позитивном ключе, своими собратьями по перу? Увольте! И,
полагаю, многие из коллег согласятся с тем, что в смысле идеологии
у нас нет нужды держаться друг за друга — «корпорация» изжила
себя. Кроме того, в расколе и уничтожении «корпорации»
фантастов сыграли значение и личностные факторы. Сейчас стало
нормальным нарушать «корпоративную» этику, вытирать ноги о
«корпоративную» иерархию, нагло требовать особого отношения
«корпорации» к себе. Отсюда проистекает атомизация фэндома и
сообщества профессиональных фантастов, что в принципе не имеет
серьезного значения, пока не появляются воззвания, подобные
вышеуказанному. Увы, «корпорации» нет, и обращение Кирилла Еськова
выглядит пустым, хотя и вызывает нервное желание немедленно
поддержать — очевидно, в надежде, что когда-нибудь «коллеги»
поддержат тебя.
Проблема вторая. Кирилл Еськов призывает не
вникать в детали, а просто поддержать человека, который попал в
жернова нашего дебильного правосудия. Но вникать в детали мы
ОБЯЗАНЫ, иначе далеко зайдем (вникали же мы в детали дела «Pussy
Riot»). Константин Крылов — политик, который всерьез хочет
взять власть в свои руки. И политик, заметим, фашиствующего толка.
Обязательно посмотрите запись выступления, за которое его и пытаются
привлечь к ответственности. Крылов — фашист, потому что,
во-первых, призывает решать сложные неоднозначные вопросы простыми
жестокими методами; во-вторых, разделяет сограждан на
категории с разной ценностью; в-третьих, обращается к самым
низменным побуждениям толпы (в данном случае к зависти и
ксенофобии). Всё это мне хорошо знакомо, поскольку я написал
несколько книг об идеологии Третьего рейха и могу подтвердить, что
подобно национал-социалистам Крылов пытается сформировать
маленького «гитлера» внутри каждого из своих слушателей, хотя и
делает это куда менее энергично и с куда меньшей убежденностью, чем
сам Адольф Гитлер. Риторика Крылова выглядит нелепой,
особенно в части обращения к подзабытому лозунгу «Кто не работает,
тот не ест». Он что — полпотовец? Дети не работают — они не должны
есть? Инвалиды не работают — они не должны есть? Пенсионеры не
работают — они не должны есть? К чеченцам же этот лозунг применить
практически невозможно. Потому что они работают. А тех из них, кто
занимается криминальной деятельностью, должны преследовать
правоохранители, и как раз у последних надо спросить, почему
они довели ситуацию до криминального беспредела, в котором
действительно немалую роль играют этнические группировки. А может,
стоит как раз правоохранителям урезать немалый паёк, если они так
плохо работают?.. Впрочем, всё это общие рассуждения. А я
хотел бы конкретизировать. Среди нас есть чеченский
писатель-фантаст Тимур Алиев timur_aliev, живущий в
Грозном. Как вы думаете, каково ему было увидеть вчера, как люди,
которых он считал адекватными, прогрессивными и достаточно умными,
своими коллегами, бросились, не разбираясь, защищать человека,
призывающего объявить чеченцев (и не только их) людьми второго
сорта (полноправных граждан России, на минуточку!), выслать их в
гетто и заставить там «работать руками»? Извиниться перед ним не
хотите?.. Что касается фантаста Михаила Харитонова (псевдоним
Константина Крылова), который якобы член «корпорации» (хотя,
замечу, он никак этого не подтверждает), то я вчера бегло
просмотрел некоторые его тексты и ожидаемо убедился, что в них в
принципе всё то же самое, что и в его речах, то есть стандартный
набор русского псевдопатриота: антиамериканизм, ксенофобия и
жажда реванша. Ну и мелкие ляпы — куда ж без них? (К примеру,
Харитонов уверен, что советские луноходы высаживались на Луну
раньше Нейла Армстронга). Но как раз такая «веймерская» фантастика
нам хорошо знакома — ничего нового Крылов-Харитонов тут не
внес.
Третья проблема. Кирилл Еськов цитирует пастора
Мартина Нимёллера. Его вообще любят цитировать, когда речь заходит
о преследовании инакомыслящих. Процитирую и я: «Когда нацисты
пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист. Потом они
пришли за социал-демократами, я молчал, я же не социал-демократ.
Потом они пришли за профсоюзными деятелями, я молчал, я же не член
профсоюза. Потом они пришли за евреями, я молчал, я же не еврей. А
потом они пришли за мной, и уже не было никого, кто бы мог
протестовать». Правда в том, что пастор
слукавил. Он не молчал. Он активно боролся против Имперской Церкви,
созданной гитлеровцами, и против ее главы Людвига Мюллера, который
считал Христа арийцем и поддерживал государственный антисемитизм.
Вместе с другими оппозиционными пасторами Нимёллер создал
Исповедующую Церковь, за что в конечном итоге и попал в концлагерь.
Если придерживаться исторической правды, то слова пастора можно
переиначить так: «Когда нацисты пришли за коммунистами, я
боролся за свою паству. Потом они пришли за социал-демократами, а я
боролся за свою паству. Потом они пришли за профсоюзными деятелями,
а я боролся за свою паству. Потом они пришли за евреями, а я
продолжал бороться за свою паству. Потом они пришли за мной,
но почему-то паства не защитила меня...» Пастору Нимёллеру
надо было не бороться за свою паству с конкурентами из Имперской
Церкви, а сразу выступить против главой угрозы — новых имперских
законов, принятых в течение 1933 года. Только этим он и мог
спастись от концлагеря. Потому что против отдельных судей еще можно
выступать и добиться успеха, но против закона, обеспечивающего
государственное насилие над гражданами, не попрешь. В деле Крылова
то же самое — некоторым фантастам он симпатичен как человек,
некоторые разделяют его взгляды, некоторым просто
противна российская государственная система,
нагибающая всех и вся. Но бороться за интересы конкретного
Константина Крылова бессмысленно. Ставя подпись под письмом в
его поддержку, вы по умолчанию соглашаетесь с его лозунгами (и
никакие последующие объяснения со ссылками на Нимёллера роли
не играют), но главное — вы принимаете на себя немалую долю
ответственности за всё, что Крылов сделает в будущем. Посему я
никогда не ставлю подписи под письмами в защиту конкретных лиц
(например, в защиту «Pussy Riot» не поставил, хотя мог бы), но я
всегда выступал и выступаю против законов, ограничивающих свободу
дееспособных законопослушных граждан. В данном случае я выступаю
против 282-й статьи УК. Она должна быть отменена. Потому что если
Крылова оправдают, сама статья никуда не денется, и мы будем
продолжать бояться сказать или написать лишнее (на самом
деле нечто такое, что не понравится правоохранителям). Меня,
кстати, 282-я статья касается больше, чем многих из вас, ведь
в своих книгах о Третьем рейхе я вынужден цитировать Гитлера,
Геббельса, рассказывать о свастике и тому подобном, что прямо
запрещено действующим законодательством. И я прошу свою
«паству» (если можно так выразиться): защищайте не Крылова или меня
— требуйте отмены 282-й статьи!
В любом случае я буду за этим делом следить и информировать всех
заинтересованных лиц о своем отношении к нему — как было и в деле
«Pussy Riot».
С уважением,
Антон Первушин
|
</> |