Дело было не в бобине, Дело было не в реле, Дело было
sasho_md — 02.04.2011Дело было не в бобине,
Дело было не в реле,
Дело было в той …,
Что сидела на руле.
Шоферская прибаутка советских времен без излишней витиеватости подсказывает, что если какой-то механизм не работает и машина не движется вперед, то перед тем, как методично разбирать этот механизм в поисках неисправной детали или узла, ломать голову над причиной неисправности и торопиться покупать новые импортные детали, может стоит обратить внимание на тех, кто управляет этим механизмом, крутит баранку и нажимает на педали и рычаги.
Мне долгое время казалось, что принадлежность «Динамо» к
силовым структурам является неким благом для нашего славного
спортивного Общества и футбольного клуба в частности. На мой
взгляд, это должно было стать в «лихие девяностые» своеобразным
щитом, защитой от бандитского «беспредела», повального воровства
денег, передела собственности и прочих напастей того времени. Мне
кажется мои иллюзии в отношении «силового щита» для «Динамо»
базировались на ошибочном представлении о том, что экономический
подъем в стране в конце 90-х и начале 2000-х годов был связан с
приходом к власти людей олицетворявших в моих глазах этот самый
«щит». Несмотря на мое искреннее непонимание этого экономического
подъема, я надеялся, что нечто подобное ожидает и мой любимый Клуб,
благо и страной и «Динамо» по сути, руководили одни и те же люди. В
руководящий состав и в Попечительский Совет «Динамо» входили
персоны, в чьих руках сосредоточена и политическая, и экономическая
власть в стране. Казалось, что вот-вот и эпоха Возрождения для
«Динамо» настанет и будет длиться долгое время. Но годы шли, и один
неудачный сезон сменял еще более неудачный сезон, бардак в самом
Клубе лишь усиливался, а надежды болельщиков таяли на глазах.
И лет 5-6 назад мои иллюзии в отношении людей руководивших «Динамо»
стали растворяться, а через короткое время, я, как и многие мои
друзья убедился, что Клуб в нынешнем его состоянии обречен. Обречен
на постоянный бардак, как на футбольном поле и тренерском мостике,
так и на 6-м этаже здания ЦС «Динамо».
В прошлом году я дал несколько интервью журналистам крупных иностранных изданий, которых интересовал вопрос: Что из себя представляет современный футбольный клуб «Динамо»? В основном это были популярные немецкие журналы и газеты, чей интерес к столичному Клубу был обусловлен, прежде всего, переходом в команду звезды немецкого футбола Кевина Кураньи. Так вот в этих интервью я говорил, что «Динамо» это Россия в миниатюре – люди, методы управления, деньги и самое главное результаты тут практически идентичны. Не хочу углубляться в Политику – дело это крайне не благодарное, тем более в нашей Стране. И я уверен, что среди наших читателей абсолютное большинство обладают достаточной мозговой активностью, не смотрят российское телевидение и не читают российских газет, а значит, прекрасно понимают, о чем я веду речь. Так вот отвлечемся от этой самой Политики и вернемся к нашему «Динамо».
Наверное, единственным плюсом принадлежности к силовому ведомству было то, что в Клубе всегда было неплохо с деньгами. Когда-то чуть лучше, когда-то чуть хуже, но «Динамо» всегда благополучно выкручивалось из финансовых неурядиц исключительно благодаря влиянию руководителей Общества на экономические и финансовые структуры страны. Даже в самые чудовищные времена руководства Юрия Заварзина попечители команды умудрялись находить денежные средства, что бы Клуб держался на плаву. Безусловно «Динамо» никогда не зарабатывало само себе на «пропитание» и все средства из года в год пополнявшие бюджет Клуба были «бескорыстной помощью» многочисленных спонсоров, видимо, так же как и мы с вами переживавших за судьбу команды и искренне желавших ей помочь. Кое-какие средства поступали от сдачи в аренду объектов собственности, принадлежащей «Динамо». Но это было каплей в море клубного бюджета, который год от года только увеличивался.
Да, деньги в Клубе всегда водились, но какую пользу извлекало «Динамо» из этого? Никакой! Деньги бесконтрольно тратились на приобретение и «кормление» людей, которых с трудом можно было назвать футболистами или тренерами, на безумные проекты, которые к футболу и «Динамо» имели такое же отношение, как я к балету Большого театра. А уж если деньги и тратились на что-то благое, например, на новый газон на Центральном стадионе или новое покрытие в манеже и на МСА «Динамо», то узнав о цене этих благих поступков волосы вставали дыбом, а мозг усиленно пытался понять за что заплачены такие деньги?! И хорошо, если подобное соотношение цена-качество можно было объяснить банальной некомпетентностью…
Как-то, пару лет назад зайдя в Клуб, я обратил внимание на огромное количество чего-то упакованного в большие пачки, которыми буквально был завален коридор клубного офиса. Я поинтересовался, что это такое и в ответ мне с радостью презентовали один экземпляр, хотя по лицам даривших я понимал, что мне с радостью готовы презентовать еще десяток пачек. ЭТО называлось «Тренерская тетрадь». Я до сих пор с трудом представляю себе тренера способного или хотя бы захотевшего написать что-либо в такую тетрадь. Это был тяжеленный талмуд толщиной в добротный телефонный справочник, безобразно напечатанный и с трудом открывавшийся, из-за не менее безобразной склейки. Стоимость, в которую ЭТО обошлось клубному бюджету, так же было трудно понять, как и общий смысл приобретения этой полиграфической продукции.
С тех пор для меня именно эта «Тренерская тетрадь» стала своеобразным символом деятельности руководства Клуба – бессмысленным, непозволительно дорогим и безобразным в исполнении.
«Бессмысленный» - не зря именно это слово я поставил первым в череде характеристик деятельности руководителей нашего Клуба. У любой деятельности человека есть смысл, цель. И если над смыслом самой человеческой жизни философы бьются не один век, то со смыслом существования футбольного клуба все достаточно очевидно. Во всем мире футбол и футбольные клубы существуют для огромного количества людей, давая им возможность удовлетворять свои потребности. Для основной массы болельщиков это, прежде всего потребность в зрелище. Футбол – это огромный бизнес, а футбольные клубы – это предприятия, зачастую приносящие своим владельцам серьезную прибыль. И болельщики готовы тратить большие деньги для удовлетворения своих потребностей. Безусловно, это очень упрощенный взгляд на футбол и на футбольные клубы и их болельщиков. Существует масса других менее значимых аспектов деятельности клубов, но главное это то, что у огромного числа болельщиков есть потребность в зрелище и футбол эту потребность удовлетворяет. Практически во всем мире, кроме…
Наша страна вообще удивительна и неповторима, здесь жизнь и все что ее сопровождает течет скорее вопреки здравому смыслу нежели благодаря ему. А так как футбол это часть нашей жизни, то и он у нас в стране, мягко говоря, весьма своеобразный. Назвать российский футбол зрелищем не повернется язык ни у одного российского болельщика, да и у любого человека, хотя бы раз попавшего на российский футбольный стадион. И если это не зрелище, то нафига он существует? Не буду говорить за всех динамовских поклонников, но я лично очень давно утратил надежду увидеть в исполнении моей любимой команды Зрелище. Я прихожу на стадион с друзьями лишь с одной целью – увидеть победу своей Команды над любым соперником. Это единственная моя потребность, которую может хоть как-то удовлетворить ФК «Динамо» (Москва). Отчасти, мне так же приятно просто повидаться и пообщаться со своими друзьями, которых в суетливой московской жизни не так часто удается встретить где-то, кроме стадиона. А когда я хочу увидеть футбольное зрелище, я включаю телевизор и с удовольствием наблюдаю за мачтами английского, немецкого и других футбольных первенств.
И если российский футбол это не зрелище, может это бизнес? Не нужно смеяться, пожалуйста - я просто формально сделал предположение. Сложно назвать бизнесом ежегодное публичное сжигание сотен миллионов евро. Причем сжигание без горения и выделения тепла. Бизнес, если брать его позитивную концепцию, которая вполне применима к футболу – это общественно-полезная деятельность людей, целью которой является, прежде всего, производство услуг и как следствие извлечение прибыли. Проще говоря, бизнес – это создание продукта необходимого людям. В таком виде футбол как бизнес существует во всем мире.
У многих российских болельщиков есть, помимо местной команды и зарубежные любимцы. Природу этого явления можно объяснить достаточно просто – как я уже писал выше, российский футбол и российские футбольные клубы удовлетворяют лишь минимальные потребности своих болельщиков. И мы пытаемся компенсировать эти потребности за счет переживания за английские, немецкие, испанские, итальянские клубы. Кто-то в меньшей, кто-то в большей степени. Я больше двух десятков лет слежу за выступлением английского клуба «Эвертон». Почему? Помимо идентичных с моим любимым «Динамо» клубных цветов, этот клуб для меня понятен с футбольной и человеческой точки зрения. Это нормальный футбольный клуб, переживший и взлеты и падения. У клуба есть свои традиции и принципы. Есть владельцы, которые вкладывают деньги и следят за правильным их расходованием. Есть руководители, которые знают, чего они хотят добиться и прикладывают все силы для достижения своих целей, обладая при этом необходимым опытом, знаниями, образованием и пр. У клуба есть спонсоры, который вкладывают деньги в команду по экономическим соображениям, а не по тому, что их об этом «попросили». У клуба есть стадион, который заполняется под завязку на каждую игру, а сезонные абонементы разыгрывают в лотерею из-за огромного количества желающих их приобрести. И это притом, что клуб давно уже не выигрывал трофеев. У клуба прекрасная загородная база «Финч фарм» недавно построенная за 25 миллионов евро, с небольшим скромным административным зданием и … 15 (!) футбольными полями, из которых лишь 3 с искусственным покрытием. Для справки: на суперсовременной динамовской базе в Новогорске, построенной за одному Богу известную сумму, стоит огромное полупустое административное здание и 3 поля (искусственное и 2 натуральных). У «Эвертона» огромный мегамаркет товаров с клубной атрибутикой, при открытии которого очередь растянулась на несколько кварталов. У клуба внушительная армия болельщиков по всему миру, которые могут наблюдать игры своей любимой команды по платному каналу через интернет. И прочее, прочее и прочее. Для Англии и Европы в целом это обычные составляющие деятельности футбольного клуба. Это хороший бизнес, направленный на обслуживание болельщиков, готовых платить за это обслуживание.
Про динамовский бизнес ничего сказать не могу. Я о таком не слышал. Мы, динамовские болельщики, «обслуживаем» себя сами. Болельщики делают интернет-сайты, которые информативнее и интереснее официального и дешевле в тысячу раз. Болельщики пишут и печатают книги о своем Клубе, издают журналы, снимают передачи и документальные фильмы. Болельщики выпускают качественную клубную атрибутику и занимаются распространением для самих себя сезонных абонементов. И так далее…
Для чего тогда существует ФК «Динамо» если он ничего не производит, но при этом тратит десятки миллионов евро в год? Мне сложно ответить на этот вопрос… по крайней мере с точки зрения бизнеса.
Есть ли у Клуба хоть какая-то цель? Есть ли у руководителей Клуба и Общества понимание куда движется «Динамо»? Есть ли хотя бы приблизительная стратегия развития Клуба? У меня нет ответов на эти вопросы. Есть ли они у руководителей «Динамо»? Я сильно сомневаюсь.
Почему каждый год бюджет Клуба все больше и больше, а результаты хуже, нежели, когда бюджет был в десяток раз меньше? Какой смысл в приглашении в «Динамо» супер форварда Кевина Кураньи? Да, Кураньи игрок очень высокого класса и, на мой взгляд, сильнейший футболист, когда-либо игравший за нашу команду. Но какой смысл в таком усилении, если все остальное не усилилось? Не хочу обидеть футболистов «Динамо» своим сравнением, но если прицепить двигатель от МакЛарена к желтой «Ладе-Калине» болида из нее не получиться. Я, как болельщик, очень рад видеть в составе «Динамо» такого игрока, как Кураньи, но эффективность потраченных почти двух десятков миллионов евро равна нулю! Не понимаю я и непомерно высоких зарплат футболистов в России, даже по европейским меркам. Если брать «Динамо», то по моим оценкам 70-75 % от клубного бюджета (а это 65 миллионов долларов в 2010 году) уходит на выплаты гонораров футболистов. Немыслимая сумма! Такой процент в Европе может быть только у пары-тройки клубов, в том числе у английского «Челси». Но, простите, клуб Романа Абрамовича выигрывает сильнейшее первенство в мире и играет в финале Лиги чемпионов. А чем могут похвастаться футболисты «Динамо»? Разве что Кубком ВТБ…
В Европе клубы стараются, чтобы траты на выплаты футболистам не превышали половины бюджета. При таком соотношении клубы могут достигать хорошего уровня рентабельности в своей деятельности. Динамовские цифры в 70-75% ни к чему хорошему не приведут. Лишь к увеличению и без того больших долгов.
Вспомним хотя бы, упоминавшегося уже мною г-на Заварзина. За годы его «правления» Клуб достиг такого дна, что на повестке дня стоял вопрос о существовании самого футбольного «Динамо». Понес ли хоть какое-то наказание данный руководитель? Я такого не помню. Зато помню, как ему объявили благодарность за проделанную работу, что-то вручили на память (надеюсь не очень ценное) и отпустили восвояси и дальше заниматься своим ювелирным бизнесом. Я вообще не помню, что хотя бы какой-нибудь руководитель пусть даже среднего звена Клуба был выставлен за дверь динамовского офиса пинком под зад с мотивировкой «за бездарную работу». Какой вывод можно сделать из этого? Лишь один – можно делать все что угодно (либо вообще ничего не делать) и тебе за это ничего не будет. Бесконтрольность и безнаказанность, равнодушие приводят к тому, что клуб превратился в самое настоящее болото, покрытое тиной. Что происходит в этом болоте мало кому известно и уж тем более понятно. Мало-мальски интересные инициативы вязнут в нем, как старые коряги.
И меня всегда удивляла эта ситуация. Ведь для того, что бы навести относительный порядок не так много и нужно – несколько людей, обладающих профессиональными навыками руководителя и необходимые полномочия для осуществления своей деятельности. Таким человеком, как мне казалось, должен был стать Дмитрий Иванов. И его первые и даже вторые шаги говорили о том, что человек знает что делать, хочет навести порядок и результаты (бронзовые медали) говорили о том, что г-н Иванов на правильном пути, но… Что случилось потом и с Дмитрием Ивановым, и самим «Динамо» сложно объяснить, не обладая необходимой информацией и это тема для отдельной большой статьи.
Эта фраза И. В. Сталина очень емко отражает простую истину – дело само по себе не делается. За любым успешным делом стоят люди, обладающие определенным набором качеств: умом, работоспособностью, знаниями, желанием и пр. В идеале хороший руководитель должен воплощать в себе большинство деловых талантов, но и нескольких из них вполне достаточно, что двигать доверенное дело вперед. И самое главное – руководитель должен хорошо разбираться в людях. Ведь нельзя разбираться во всех тонкостях большого механизма, главное понимать общий принцип действия механизма и правильно выбирать людей которые будут «крутить шестеренки», а затем контролировать их работу. И в теории и в практике это не так уж и сложно. Но, как говорит один мой старый друг и динамовский болельщик: «Динамо» это особенный клуб…
Выбор кандидатур на посты руководителей различного уровня в «Динамо» за последние лет 10 меня, как и большинство болельщиков, не просто удивляет, а зачастую просто поражает. Чего далеко ходить за примером – набивший уже всем оскомину Юрий Заварзин. Для чего было назначить такого человека и держать его на посту руководителя футбольного клуба «Динамо» столько лет, притом, что каждый год состояние Клуба становилось только хуже, мне не понятно. Как и многое другое.
Или, к примеру, последние динамовские руководители, державшие в своих руках нити управления футбольном клубом. Вот именно «руководители» во множественном числе. Если раньше был один генеральный директор – Дмитрий Иванов, который отвечал за деятельность Клуба, то теперь во главе всего был Президент в лице г-на Исаева. А на следующей ступени иерархической лестницы находились: исполнительный, финансовый, спортивный и, «нововведение», директор по развитию. Чем занимались эти люди за проведанный в «Динамо» срок сложно сказать? На виду была лишь «деятельность» спортивного директора Константина Сарсания, по которой уже не прошелся разве что ленивый. Про корейцев, не умеющих играть в футбол и кучу футбольного «неликвида» наваленного в нашу команду за это время, и от которого очень трудно избавляться даже бесплатно, мы будем помнить долго. А вот фамилии Шумаковой или Верховского большинство болельщиков, уверен, прочтут в этой статье вообще впервые. А если кто-то и знал эти фамилии, то уже успели забыть в силу малой значимости их для «Динамо».
Мне иногда кажется, что мы обычные люди, болельщики и Руководители, как явление не только динамовское, существуем в разных, параллельных мирах. То, что для нас всех очевидно, логично и вписывается в общепринятые понятия и действия, в ТОМ мире принимает какие-то искаженные, странные формы. Зачастую там не действуют мировые экономические законы и человеческие нормы поведения. Мы все меньше понимаем ИХ, а ОНИ все дальше удаляются от нашей реальной жизни, отгораживаясь в своих ВИП-ложах и бронированных лимузинах с мигалками. И ладно бы ОНИ только жили в своем параллельном мире, да и Бог с ними. Но ведь эти люди принимают, к сожалению, решения, которые сказываются на нашем любимом Клубе. Сказываются на его деятельности, его результатах, его имидже, в конце концов. Взять хотя бы многочисленные интервью руководителей «Динамо».
Лет 10 назад, когда «выйдя из тени» динамовские управленцы начали раздавать интервью различным изданиям, болельщики поначалу внимательно изучали тексты интервью, надеясь найти там разумные мысли, надеялись, что даваемые из года в год обещания, хоть в чем-то будут сбываться. Тщетно. Через некоторое время эти интервью стали вызывать удивление своей однообразностью и нездоровым оптимизмом на фоне полной разрухи в Клубе. Еще через какое-то время эти интервью стали вызывать резкое раздражение и неприятие в среде болельщиков. Причем поразительно, чем хуже были результаты команды, тем оптимистичнее звучали слова динамовских руководителей. Последние годы многочисленные интервью разнокалиберных начальников у части болельщиков не вызывают ничего кроме ироничной улыбки даже при прочтении заголовка статьи. А большей части болельщицкого сообщества уже просто все равно, что скажут динамовские боссы в этих интервью.
Ко мне часто на футбольных матчах подходят друзья и знакомые и спрашивают после очередного такого интервью очередного динамовского руководителя: Саша, неужели ОНИ не понимают, как глупо выглядят и какой бред несут? Мне сложно ответить на эти вопросы – в голову людям не залезешь. Кто-то не понимает, а кому-то все равно, что о них думают болельщики. Хотя, казалось бы, чего проще – не знаешь что, когда и кому говорить – возьми себе в помощь толкового PR-менеджера, который будет делать все как нужно. Ведь даже в России имиджевая составляющая в деятельности любой компании весьма высока. Но, видимо, в параллельном мире штатной единицы для PR-менеджера не предусмотрено. Хотя, лично для меня, по большому счету, уже все равно, что пишут в газетах и говорят в телевизионных интервью. Во-первых, я не читаю газет и не смотрю телевизор. А, во-вторых, о деятельности людей я сужу по их работе. И если команда проваливает очередной сезон, то какая разница что говорят и обещают ее руководители?
Не скажу, что я безумно рад обретению моим любимым Клубом нового владельца. Отнюдь. ВТБ и его руководителю далеко не образчик эффективного управления – по итогам отчетного года банк, если мне не изменяет память, попал в двадцатку худших банков мира. Однако есть у меня убеждение, что все-таки рулевые ВТБ разбираются в деле управления финансами и организацией намного лучше прежних владельцев «Динамо». Обстоятельства и специфика банковской международной деятельности требуют от них этого. Я искренне, надеюсь, что вопреки всем обстоятельствам новые владельцы постараются внести в деятельность Клуба толику здравого смысла, постараются дорожить своими собственными деньгами и имиджем, и будут заботиться о своем приобретении. Надеюсь для них «Динамо» станет ценным активом, а не чем-то, доставшимся в нагрузку и от которого избавятся при любом удобном случае.