Дефицит бензина в СССР: когда он случился и как советские автовладельцы с ним

топ 100 блогов 5koleso15.03.2025

Память – штука интересная. Наберете в Яндексе подобный заголовок – и сразу увидите, как идут стенка на стенку те, кто по-разному относится к данной проблеме. Одни заявляют, что в СССР, мол, вообще ничего не было. А другие утверждают, что бензина, причем дармового, было так много, что его порой сливали в канаву. Попробуем разобраться.

Начнем с канавы. Был период, когда многие профессиональные водители в автохозяйствах действительно сливали излишки. Суть была в том, что бензин им отпускали по талонам – грубо говоря, выдавали этих самых талонов на 50 литров в день. С реальной потребностью это связано никак не было – такой вот парадокс. На каждую машину выписывалась путевка, потом она сдавалась для учета начисления зарплаты. Чем больше намотал километров, тем больше зарплата, премия и т.д. Если мало намотал, то мало получишь, поэтому подкручивали одометр как могли. Липовые пробеги при этом зачастую измерялись миллионами километров. А излишки бензина… В канаву никто не сливал, но и особой потребности в них не было. Баек на эту тему много – кто-то делился талонами с таксистами, кто-то заполнял большую бочку… Но нас интересует обладатель личного автомобиля.

Дефицит бензина в СССР: когда он случился и как советские автовладельцы с ним

Многое зависело от конкретного года, о котором идет речь. Скажем, в середине 80-х на АЗС неожиданно стали возникать гигантские очереди – в частности, в Москве. Простоять в такой очереди час-другой стало нормальным явлением. Любопытно, что подобие «помощи» тогда приходило от местных пацанов, которые обзавелись канистрами. Они умудрялись каким-то образом вклиниваться между очередниками, пополняя свои запасы из тех же пистолетов, после чего бежали в конец очереди и предлагали топливо уже чуть дороже номинала. Многие соглашались, лишь бы не стоять в унизительной и воняющей цепочке автомобилей. Впрочем, к этому времени в свободной продаже появился бензин АИ-95: он был дороже остальных, а желающих его приобрести было немного. Опять-таки, чтобы не торчать в очереди, некоторые заливали именно его.

Профессиональные водители к этому времени уже точно никуда и ничего не сливали. Если удавалось с ними договориться, то за полцены они легко нацеживали тебе канистру-другую. Как правило, это был 76-й бензин, поскольку на 93-м ездил далеко не весь транспорт. Исключение составляли разве что грузовики «Урал-375», да автобусы «ЛиАЗ-677», однако подобные «полезные» контакты могли наладить немногие.

Поездки типа Москва – Ленинград или Москва – Псков тогда требовали специальной подготовки, в том числе и бензиновой. Бывалые автовладельцы в эти годы везли в багажниках по 2-3 полных канистры, а в бумажниках вместе с наличкой хранили и талоны на бензин, приобретенные заранее в поселковых магазинчиках. Половина АЗС по трассе М10 торговала бензином за талоны – те, у кого они были, оказывались в выигрыше. Любопытно, что на многих захолустных АЗС при этом бензином торговали безо всяких очередей…

В 70-е годы особого бензинового ажиотажа не было, однако самих заправок было довольно мало. На упомянутой М10 часто встречались указатели с нарисованной бензоколонкой и надписями типа «60 км». Нормальным считалось явление, когда перед вами в очереди стоят 5-6 машин. Основной интерес вызывал именно АИ-93, но во многих регионах страны его почему-то почти никогда не было. А жигулевские двигатели нормально переваривать низкооктановый бензин не хотели – их на это никто не рассчитывал. Помимо потери мощности и динамики, рано или поздно это приводило к мощной детонации, чреватой капитальным ремонтом моторов. Поэтому моторы приходилось переделывать. В основном речь шла о снижении степени сжатия путем установки новой прокладки под головку блока цилиндров. Было и иное решение: в трамблеры устанавливали другую пружину, изменяющую характеристику угла опережения зажигания. В любом случае, мотор работал хуже, чем в исходном состоянии, но автовладельцы добровольно соглашались с этим недостатком.

В итоге получалось так, что, несмотря на дефициты и очереди, вся страна ездила!

Что еще почитать:

Техосмотр в СССР: чего стоило советскому гражданину получить заветный талон

Каким мог быть «Москвич-2141»: неизвестные и нереализованные проекты

Как венгерский «Икарус» стал любимым автобусом Советского Союза

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Стоит отметить, что игроки в виртуальных казино намного менее подвержены суевериям, чем игроки традиционных заведений. По свидетельству самих традиционных игроков, их друзей и знатоков, через какое-то время, проведённое с азартными играми практически все их участники так или иначе ...
хотя ничего не предвещало. Но я вступила в переписку с администрацией по поводу новых обязанностей козла ( https://lilac2012.livejournal.com/999697.html ). Администрация (а на самом деле тот же козёл) сделала вид, что ответила: " Спасибо за ваши замечания, передал коллегам ссылки. " ...
Завтра в Шотландии референдум об отделении от Англии. Поэтому запускаю самый простой в моей жизни в ЖЖ опрос--отделится ли Шотландия от Англии? Объяснять, что это очень важный для России референдум не имеет смысла, для умного это очевидно, а кому не очевидно, тому такую простую вещь объя ...
Спейн был типичным сыном Мейфера, из тех, что вполне довольствуются плодами трудов своих предков, не привнося ничего своего, кроме разве что умения разбираться в беговых лошадях. Это кресло фигурировало в нескольких фильмах Михалкова) и за то ...
Михаил Козаков и Галина Волчек на крыльце Школы-студии МХАТ. Неизвестный автор, 1954 – 1956 год, г. Москва https://back-in-ussr.com/2022/07/redchayshie-snimki-sovetskih-znamenitostey-nekotorye-tochno-uvidite-vpervye.html ...