Дед "мушкетера"
holera_ham — 13.03.2021Александр Иванович Боярский был арестован в 1936-ом, но семья не получила никаких официальных уведомлений. Двадцать лет женщина ждала возвращения супруга, но тщетно. Уже при Горбачёве внуки получили на руки личное дело деда и узнали подробности: где он содержался, когда был расстрелян, даже кто осуществлял казнь, и кто написал донос.
Мальчик родился в семье польского псаломщика Ивана Сегенюка, но его с детства не вполне устраивала официальная церковь. Ещё в 16 лет Саша был отчислен из семинарии за поддержку идей преданного анафеме Льва Толстого. Со второй попытки Александр, вероятно не без помощи отца, закончил-таки обучение и поступил в столичную Духовную Академию.
Здесь он познакомился со своей будущей супругой – дочерью Николая Бояновского, директора Государственного банка. Однако молодой священник оказался достаточно идейным, чтобы отказаться от покровительства влиятельного тестя и пробиваться самостоятельно. Причём идеи его совсем не пользовались популярностью у верхов духовенства.
Места службы отец Александр менял едва ли не каждый год, пока наконец в 1915 году не вернулся под Петроград – в Колпино. Уже здесь он подал прошение о перемене отцовской фамилии Сегенюк на материнскую Боярский. В Колпино отец Александр помимо богослужений много занимался благотворительностью и пользовался глубоким уважением прихожан, среди которых большинство составляли рабочие. Неслучайно в 1917 году его избрали в городскую думу.
На христианской кафедре Александру Боярскому было тесно. Он задумывался об обновлении религии с целью увеличения её социальной направленности, пытался поставить церковь в революционных условиях на сторону трудового народа. На большевиков, правда, это особого впечатления не произвело. В 1921 году батюшка был арестован, но за него вступился Максим Горький, а прошение об освобождении подписало почти полторы тысячи рабочих.
Выйдя на свободу, Александр Боярский стал одним из лидеров и идеологов нового раскола в христианской церкви. Появившееся течение назвали «обновленчеством». За следующие 15 лет священника неоднократно арестовывали, но всегда отпускали на свободу, поскольку большевики делали ставку на раскол православия. Сам же отец Александр воспринимал свою миссию, как попытку сохранить хоть какую-то духовную жизнь в атеистическом Советском Союзе.
В 1933 году Боярский был возведён в сан архиепископа обновленческой церкви, однако с началом большого террора власть повела дело к ликвидации любой религиозной жизни. Репрессиям подвергались многие священнослужители, в том числе и те, кто давно сотрудничал с ОГПУ-НКВД. Однако даже в такой ситуации арест Александра Боярского оказался уникальным.
Когда внуки получили на руки его дело, выяснилось, что донос на архиепископа написал другой священник – епископ Николай Автономов. Во время следствия именно его показания привели к тому, что первоначальный приговор (5 лет тюрьмы) Боярскому заменили на расстрел.
Впрочем, Автономов не сумел долго продержаться на месте подставленного им архиепископа. Уже через год за пьянство, сквернословие и в целом облик, неподобающий священнослужителю, он был выведен «за штат» и освобождён от руководства митрополией.
В Великую Отечественную этот человек успел посотрудничать с немцами, причём не ограничивался только духовным служением, но и выдавал карателям коллег, укрывавших советских раненых. После поражения нацистов Автономов бежал в Италию, перешёл в католичество, был принят римским папой и получил назначение в Южную Америку в сане митрополита. Оттуда он быстро перебрался в США, отрекшись и от католичества, и перешёл под юрисдикцию Константинопольского патриархата.
Так и пришлось ему всю жизнь слоняться по земле неприкаянным в наказание за предательство Александра Боярского, а уж какая судьба ждала душу Автономова после смерти остаётся только догадываться.
Канал История России
|
</> |