Давний ответ Андрея Ткачёва на претензии к стилю.
soborianelj — 10.02.2016 По каким-то причинам не очень давно, и толком даже неизвестно откуда, - возникла вдруг в медийной православной среде несколько наигранная позиция по отношению к очень давнему высказыванию о.Андрея (Ткачёва), - когда он ещё находился на Украине.Преподносится оно, это высказывание, таким образом, как будто о.Андрей сделал его буквально на днях, находясь уже в России, причём как бы специально приурочив это своё действие к Архиерейскому собору Русской церкви. И будто бы оно затмевает по своему значению даже будущую встречу Папы Римского Франциска с Патриархом Кириллом на Кубе.
При этом ненавязчиво-требовательная позиция обличителей сводится к тому, что о.Андрей непременно должен дать пояснение к своим словам, и немедленно, иначе... Но не буду пересказывать нюансы требований и форму всех претензий.
Несправедливость такого подхода обнаруживается довольно легко. И объяснения своим словам о.Андрей уже давным-давно приводил, ещё находясь на Украине. Поэтому "наивность" обличителей не вполне уместна хотя бы поэтому, не говоря уж о нюансах, - о которых и сами обличители просто умалчивают.
Лучше я воспроизведу тот давний ответ о.Андрея.
Обратите внимание на дату - 19 ноября 2010 года, и на все прочие обстоятельства интервью.
Обличения же в России возникли в начале февраля текущего 2016 года.
Динамика, однако! но какая-то односторонняя, без учёта соотношения динамики давней и сегодняшней. А ведь сколько событий за минувшие пять с небольшим лет произошло! И я даже позволю себе небольшое замечание, - возьму на себя такой грех, в том числе и сослагательного наклонения: ещё неизвестно, как бы повернулось дело с Украиной, если бы ситуация внутри общества подвергалась бы ещё более крепкой и нелицеприятной критике, чем позволяет себе иногда о.Андрей. Возможно, что и доходила бы она лучше, и ошибок было бы меньше.
Но то, что не о.Андрей был инициатором последующих событий, - вроде бы очевидно.
Абсурд (ц)
«Святые отцы бывали гораздо резче»
— Недавно в интернете вызвали бурные обсуждения Ваши высказывания относительно женщин, которые пытаются сделать из мужчин подкаблучников. Могли ли бы Вы прокомментировать ситуацию?
— Когда мы говорим что-то друг другу, то видим, кому говорим. Любая речь подразумевает адресата — интервьюера, или аудиторию, или класс, или паству. Если же кто-нибудь записывает это на носители и потом дает слушать тем, к кому это не обращалось, то у того, кто не был там, где это говорилось, возникают вопросы.
Здесь проблема в том, что чужие уши слушают то, что ты говорил не этим ушам. Спросите меня, например: можете ли Вы сказать что-нибудь для всех христиан? Конечно, могу. Я же не буду говорить: «Бейте жен»…
А здесь был задан конкретный вопрос, на который последовал конкретный ответ. А то, что размножили этот пассаж по всему Интернету, — это уже недобросовестность тех, кто слил его во всемирную сеть. Думаю, что святителя Иоанна Златоуста осудили бы на изгнание намного раньше, если бы тогда были пишущие устройства, если бы проповеди святого записывали не только скорописцы, но и диктофоны. Его сослали бы раньше лет на пять, а то и на десять. Его, может быть, еще и казнили бы даже…
Сегодняшние средства массовой информации позволяют вырывать фразы из контекста. А у людей всегда есть много злобы к тем, кто говорит им «против шерсти». Поэтому, конечно, драгоценный подарок — найти цитату из речей того, кого ты не любишь, вырвать из контекста, как будто он тебе ее лично сказал, обставить толкованиями, слить в общее пользование и создать, таким образом, человеку негативный имидж.
— Точно также, можно сказать, поступили и с отцом Андреем Кураевым относительно его призывов к семинаристам жениться на неверующих девушках...
— В принципе да. Я понимаю отца Андрея и сочувствую ему, исходя из того, что и сам переживаю подобные вещи.
Кто не работал на такие большие аудитории, кто не имел опыта общения с большим количеством слушателей, тот не понимает, о чем идет речь. Люди имеют некие иллюзорные представления о правильном поведении священника. Но на самом деле святые отцы бывали гораздо резче. Например, Иероним блаженный или святитель Григорий Богослов. У них есть такие «перлы», такая нетерпимость к греху или невежеству, такая сочная сатира, резкая, закрашенная эмоциональностью речь, что неготового читателя оторопь берет.
Люди, не имеющие образования и широты кругозора, на самом деле обижаются на самих себя. Если бы было сто Андреев Кураевых, так «первый» Андрей Кураев потерялся бы в этом количестве. Но нет же их! Вот покритиковать-то любителей хватает, а займи-ка ты его позицию, возьми на плечи то бревнышко, которое он несет...
Полностью интервью Андрея Ткачёва от 19 ноября 2010 года - по этому анонсу:
Протоиерей Андрей Ткачев: «Мы – люди и Книги, и Чаши» |
Следует ли быть особенно осмотрительными людям православным - вопрос риторический наверное.
А вообще, у меня есть и такой взгляд на обсуждения в соц.сетях: это такая сравнительно большая "исповедальня", где в общем-то человек имеет возможность обнародовать свои наклонности.
Конечно, с разным успехом и с разной степенью искренности.
Надеюсь, что я не сфальшивил с этим своим постом. Который о.Андрею в общем-то и не нужен.