David Cronenberg. "Связанные насмерть", "Автокатастрофа" и "Паук"


По большому счету, тема того самого пресловутого боди-хоррора, классиком которого и считается Кроненберг, закончилась в 1986 году. Последним аккордом оголтелого сай-фай членовредительства стала "Муха", завершив цикл кино-исследований на тему пробирок, вирусов, органов и трансформаций, в ряду которых "Судороги", "Бешенство", "Выводок" и непосредственно "Муха". Однако нельзя сказать что Кроненберг одномоментно перешёл с темы "телесного" безумия на безумие собственно ментальное. Этот переход был длительным и постепенным. Сначала были "Сканнеры" и "Видеодром", потом " Голый завтрак" и "Экзистенция" которые смешивали в один коктейль виртуальную реальность, вещества, галлюцинации, насилие, общество и политику. Причём визуальную, иллюстративную основу составляли всё те же яркие, натуралистичные эффекты которые сейчас называют ламповыми.

Параллельно Кроненберг стал переходить на чисто психологические/психиатрические хорроры почти лишённые привычных боди-элементов. Как раз такие "Связанные насмерть", "Крэш" и "Паук". После " Паука" Кроненберг полностью перешёл на реалистическую подачу проблем насилия, криминала, психиатрии и психопатии. Так продолжалось до 2022 года, когда Кроненберг вдруг на старости лет вернулся к истокам, сняв классический боди-хоррор "Преступления будущего".

Однако для начала вернёмся к "Связанным насмерть" "Dead Ringers" 1988 года выпуска. Фильм был снят по роману Бари Вуд "Близнецы" 1977 года, основанном на истории Нью-Йоркских близнецов-гинекологов Сирила и Стюарта Маркусов. Ещё Кроненберг вдохновлялся фильмом «Зет и два нуля» Дерека Джармена вышедшем в 1985 году и даже консультировался перед началом съёмок.

Главные роли сыграли Джереми Айронс и канадка Женевьева Бюжо. Думаю что при выборе актёров Кроненберг в первую очередь руководствовался странной психопатической харизмой, причём принципиально в каждом своём проекте. Другими словами он выбирал актёров как причудливых насекомых для своей коллекции. В случае с Айронсом роль сыграло ещё и отменное актёрское мастерство. Работа Айронса в "Dead Ringers" можно считать одной из лучших в его карьере.

Суть басни на первый взгляд очень проста. Она лежит в сфере расхожего предубеждения о том что близнецы связаны друг с другом чуть ли не на мистическом уровне. Вот и Эллиот с Беверли неразлучны до того что делят на двоих свою карьеру, жильё и даже подруг. Всё это при том что характеры у братьев кардинально различны. Стало быть, пока дела шли в гору, братья делили успех поровну, а когда пришла беда, её пришлось разделить тоже.

По сути банальный сюжет, поэтому Кроненберг решил разбавить его некоей экзотической боди-мутацией. Правда на этот раз мутация скрыта исключительно внутри актрисы - клиентки гинекологической клиники. Отсюда и самый яркий образ-символ картины - Гинекологический Инструмент Для Женщин Мутантов.

Таким образом, по ходу действия Кроненберг смещает акценты в сторону страсти приводящей к зависимости, в итоге переходящей к веществам и гибели. В "Крэше" Кроненберг проводит по сути ту же идею, только ещё более откровенно и прямолинейно. Когда-то, посмотрев "Автокатастрофу", у меня было твёрдое намерение поместить её в раздел Эротика с запахом смерти. На самом деле картина идеально попадает в тему. Но потом я решил что правильней будет замастырить обзор по фильмам Кроненберга, где "Крэш" имеет ключевое значение.

«Автокатастрофу» "Crash", Кроненберг выпустил в 1996 году. Фильм был поставлен по известному роману Балларда 1973 года. Как и многие фильмы Кроненберга, этот был финансирован наполовину Канадой, вторая половина оплачивалась Британской студией. Бюджет намеренно был максимально занижен и составил 10 млн.

В главных ролях сыграли Джеймс Спейдер, Холли Хантер, Элиас Котеас, Дебора Кара Ангер. Из всех, пожалуй только Хантер имела звёздный статус, но зато все они идеально подходили по внешности и психотипу. Кроме того, согласны были играть откровенные сцены на грани порно.

Сам Кроненберг роман Балларда прочитал довольно поздно и оценил не сразу. Однако перечитав, изменил отношение. Фильм ставил практически построчно, только немного изменив финал. Баллард был полностью удовлетворён фильмом, заявив что экранизация лучше оригинала. Впоследствии он много сделал для популяризации Кроненберга в Англии.

Теперь о фильме. "Крэш" это по сути половые акты и автомобильные аварии. Эротика в этом фильме имеет абсолютно чёткий запах бензина, разогретого металла и гари от горящего авто. Сексуальные девиации в картине распространяются на автомобили и связанный с ними культ скорости, риска и как результат гибели. Надо сказать что сам Кроненберг был фанатом автомобилей, автогонок и тема легла точно в его круг интересов. Более того, чувак с удовольствием дополнил её актуальными для себя гомо-мотивами, что в эпизодах делает фильм ещё более омерзительным.

Для меня лично доставляющим эпизодом стал Клуб реконструкторов самых известных в истории автомобильных катастроф. Это когда чуваки при помощи аутентичных авто воспроизводят смертельные аварии со знаменитостями. В данном случае известные эпизоды с Джеймсом Дином и Джейн Мэнсфилд. Сцены не лишены самоиронии и чёрного юмора.

Позже в интервью Кроненберг признавался что ещё одним вдохновляющим фактором для "Автокатастрофы" послужили фильмы Годара. А именно тот самый сюжет столкновения как метафоры противоречия между рациональным технократическим обществом (Америка) и иррациональным (Европа). В этой связи картина намеренно была поставлена максимально поперёк голливудских стандартов.

В итоге фильм вызвал целый шквал эмоций, от крайнего неприятия, до восхищения. Во многих регионах США, Британии и Европы картину пытались запретить. На Каннском фестивале произошёл скандал, когда Коппола отказался лично вручать специальный приз. Не могу судить об отношении Тарантино к сабжу, но его "Доказательство смерти" вышедший в 2007 году можно вполне считать чисто голливудской альтернативой "Крэша". В этом смысле кроненберговский "Паук" может считаться альтернативой голливудскому "Спайдермену"(шутка) .

«Паук» "Spider", вышедший в 2002 году, можно считать первой малобюджетной попыткой Кроненберга в чистую психиатрию. После "Паука" он снимал только реалистичные психо-неврологические драмы и криминальные боевики с откровенными психопатами, густо замешанные на фрейдизме. Собственно "Паук" основанный на фрейдистском романе Макграта, содержит всё те же отсылки к Эдиповому комплексу и т. п. заморочкам.

Фильм обошёлся в 10 млн и снимался в Лондоне. В главных ролях сыграли британцы Рэйф Файнс, Гэбриэл Бирн и Миранда Ричардсон, которая на мой взгляд просто отожгла сразу в трёх актёрских амплуа. Впрочем остальные тоже сыграли достойно, включая пацана в роли Паука в детстве.

По форме это камерная драма на психиатрический сюжет. В очень стильных локациях, декорациях, цвето-музыкальном оформлении. Всё это создаёт максимальную атмосферу безнадеги и депрессии классического промышленного английского пригорода.

В центре сюжета шизофреник Деннис Клег по кличке Паук. После того как действия ещё юного Денниса привели к трагической гибели его матери, он много лет содержался в закрытой клинике. Теперь Паук возвращается в свой район и по крупицам восстанавливает воспоминания о тех событиях. К финалу зритель начинает понимать что больное сознание Паука, за годы лечения нисколько не изменилось. Лица, события и представления в нём всё так же иллюзорны, обманчивы и зыбки. Чувак по сути застрял в своём детском аутистском сознании с противоречивыми образами отца, матери и окружающей действительности.

Фильм одновременно выглядит фантастически иллюзорным и реалистичным в подробном изложении детской психологии. С максимальным вниманием к деталям.Он создаёт постепенно нарастающее психологическое напряжение и атмосферу безнадеги во все поля. Из всех фильмов Кроненберга "Паук" пожалуй самый малоизвестный, тем не менее один из самых депрессивных и стильных.

О других периодах творчества чокнутого расового канадца в следующих обзорах.