давайте я сыграю стиральный порошок: "Двое" в Музее Москвы, реж. Дмитрий Крымов
_arlekin_ — 30.11.2021
Убедился в первом своем впечатлении: из трех выпущенных
Дмитрием Крымовым за год в Москве премьер именно "Двое"
значительнее, интереснее остальных, пускай этот спектакль не так
поражает воображение эффектами внешними, громкими и яркими, как
"Моцарт. Дон Жуан. Репетиция", и не старается "брать за душу", как
в своем роде прекрасный, но по некоторым важным позициями (больше
мировоззренческим, чем эстетическим) не "совпавший" лично со мной
(ну то есть это я с ним, разумеется) "Костик". Очевидно, что "Двое"
заметно драматургически и "технологически" проще устроены - при
всем неизменном богатстве и оригинальности крымовской фантазии -
чем многие и недавние, и прежние его работы; потому отчетливее
проявляется их содержательная глубина, в "Дон Жуане", к примеру,
отчасти скрытая за броскими "фишками", "наворотами", шумным
многолюдьем на сцене, аудио- и визуальными "фокусами",
приближающимися по виртуозности исполнения к настоящим чудесам.
Заметнее в "Двое" и актерская индивидуальность - я как раз ходил
повторно еще и желая сравнить, как воплощают образ Соломона
Михоэлса, точнее, его "внутреннюю" сущность, если угодно, "душу",
поскольку "тело", внешний облик персонажей отданы на откуп
тростевым куклам (при том что перформеры-кукловоды - женская группа
за Чаплина, мужская за Михоэлса - выступая также и как
драматические актеры, тоже со своей стороны "отыгрывают" всем
ансамблем эмоциональное состояние своих тряпично-шарнирных
героев...) разные исполнители. На прогоне видел состав с Максимом
Виторганом -
- и если он на меня произвел несколько бОльшее впечатление,
чем Александр Феклистов сейчас, то определено не потому, что
Феклистов "играет хуже" Виторгана, просто, во-первых, тогда весь
спектакль был для меня сплошной неожиданностью, где-то на уровне
откровения, а сейчас я уже заранее понимал, как он устроен; и
во-вторых, Александр Феклистов ранее неоднократно сотрудничал с
Дмитрием Крымовым, он уже считай "крымовский" артист, тогда как
Максим Виторган у меня до сих пор ассоциировался как артист с
режиссурой Филиппа Григорьяна или Юрия Квятковского, то есть с
совершенно другой театральной эстетикой, и в крымовской стилистике
так или иначе удивлял сильнее.
Они, конечно, разные - Михоэлс-Виторган и Михоэлс-Феклистов -
наверное, во втором больше "душевности", своеобразного "лиризма",
но и больше "лукавства", а то и скрытой "мудрости", в первом же
острее эксцентричность и драматизм... А может это я задним числом
выдумываю... - в общем, мне показалось, что актерские составы в
"Двое" момент не самый принципиальный по отношению к спектаклю в
целом. Зато в целом спектакль - неисчерпаемый содержательно, так
много в нем всего, от чисто внутритеатральных, "ремесленных"
актерско-режиссерских проблем (и "проблемок") до обобщений и
экзистенциальных, и историко-политических. Причем не всегда можно
разделить и уяснить, где одно незаметно, подспудно переходит в
другое - в пении ли "гватемальской" птицы, в актерских ли
импровизациях главных героев буквально "на коврике" (кстати, наряду
с остальными экзерсисами, от шекспировской "сцены бури" до
предложения Чаплина "сыграть стиральный порошек" возникает этюд на
тему первого бала Наташи Ростовой, в котором герои "Двое"
вальсируют с томиком Льва Толстого в руках под Шостаковича - в
свете недавней премьеры "блокбастера" Римаса Туминаса эпизод теперь
смотрится по-новому!) или в том, как нагло, без видимого труда
крупнейшими художниками "кукловодит" скрюченный уродливый
клоун-тиран, и до чего они подвержены его манипуляциям, но эти свои
мысли я попытался оформить в статью, которая сейчас вышла в журнале
"Сцена", а пересматривая "Двое" в составе с Александром Феклистовым
цеплялся скорее за мелкие детали, вроде того, как запросто Чарли
Чаплин, "демократ" и чуть ли не "коммунист" по "убеждениям",
рассуждает, что с приходом демократии портится вкус кофе (и надо
полагать, хороший кофе для него все-таки предпочтительнее
"свободы"?..).
Ну а по большому счету, как мне сразу показалось, так и теперь
думается - Чаплин и Михоэлс, сколь ни подчеркивай сходство их
характеров и параллелизм судеб в драматургии спектакля, здесь
предстают не только "двойниками", но и "антиподами"; хотя вольно
считать их равновеликими творцами (место Чаплина в мировой культуре
явно заметнее, чем Михоэлса - но тут сказалось слишком много
факторов "нетворческого" порядка...), контрасты оказываются важнее
тождеств, и мелкие неприятности, к тому же, если уж на то пошло,
небезосновательные, в своем роде "заслуженные", которые доставили
Чаплину американцы, вряд ли уместно хотя бы сравнивать, а не то что
уравнивать, с тем, что претерпел - опять же, за свои "заслуги"... -
Михоэлс от русских. В финале спектакля, после того, как оба "двое"
исчезнут (в небытие и в вечности), продолжает прыгать и кривляться
Сталин-клоун, он добился своего, это его триумф - а Михоэлс, что ни
говори, выполнил его задание, обманом собрав у своих американских
соплеменников кругленькую сумму в пользу собственных убийц.