Давайте теперь угробим такси
macos — 17.05.2016Давно у нас странных законов не принимали? А вот, пожалуйста: депутаты Госдумы обсуждают новый закон о такси, который практически уничтожит существующие сегодня агрегаторы и вернёт на улицы тысячи нелегальных бомбил на шахид-мобили.
А ведь только начали привыкать к цивилизованному такси…
Я хорошо помню день, когда отправился с московскими полицейскими в рейд по отлову нелегальных таксистов. Они тогда стояли возле каждой станции метро, оккупируя всё свободное пространство. Парковали свои развалюхи и ждали клиентов. За нормальную цену везти отказывались, за машинами не следили, город не знали. “А дорогу покажешь?” — эта фраза плотно вошла в народный фольклор.
Потом “шахид-мобили” исчезли с улиц, как тараканы из квартир, почти в одночасье. Я не сразу заметил, так как нелегалами не пользовался принципиально и давно заказывал такси через приложение в телефоне. А тут прошёл, может быть, год, и бомбилы пропали с московских улиц. Вместо них стали чаще появляться настоящие машины такси.
В какой-то момент водителям стало выгоднее работать официально: в городе “расплодилось” много агрегаторов такси: Гетт, Убер, Яндекс.Такси, Интакси и другие. Они не имеют собственного автопарка, но пассажирам находят машину, а водителям клиентов. Цены на поездки при этом упали раза в два, а такси приезжает за пять минут в любую точку города. Москвичи разучились стоять с поднятой рукой, и это сыграло на руку всем, в том числе, в плане безопасности и удобства оплаты. Таксисты перестали восприниматься барыгами, которые только и думают, как обмануть.
Скоро всё снова может измениться. Поправки к закону, которые хотят принять, главным образом заключаются в том, что онлайн-сервисы не смогут самостоятельно устанавливать тарифы на перевозку, не согласовывая с перевозчиками. А те постоянно жалуются, что не могут конкурировать с агрегаторами из-за низких цен последних. Кстати, антимонопольная служба уже предупредила, что если перевозчики и агрегаторы договорятся об общих ценах, это будет картельным сговором и противозаконно.
Но это ещё не всё: Минтранс предлагает ещё и ограничить число самих таксистов, введя порог для лицензий на извоз. Если желающих будет больше, проводить аукционы. Это неплохо, но тоже приведёт к повышению цен, а ещё создаст отличные условия для коррупционной “кормушки”: все лицензии раскупят крупные таксопарки, и частникам попасть на рынок будет невозможно.
Так и случилось в Стамбуле: номера для такси “застолблены” на века вперёд, рынком владеет буквально несколько игроков, которые давно договорились между собой. Им не нужно конкурировать, поэтому такси в крупнейшем городе Турции старые, вонючие и дорогие.
В Нью-Йорке я в такси тоже не сяду, лучше идти пешком или ехать на метро.
Или вот пример Израиля. Вот как раз там был, решил прокатиться, всё-таки родина агрегаторов. Кто же знал, что там монополия, и тот же агрегатор, что в России, ломит цены? Альтернативы нет, других на рынок не пускают.
А в Китае, например, ситуация как у нас: есть официальные такси, которые можно поймать на улице, а можно заказать через приложение: приедет обычная машина, водитель которой решил подработать, прошёл регистрацию и проверку в системе и берёт пассажиров в свободное время. “Фирменные” таксисты тоже бесятся, но предлагают альтернативу: за поездку можно платить проездным в метро. Так что, каждый китаец сам волен выбирать.
Мы пока тоже можем выбирать, что нам, “шашечки” или ехать. Пока — можем.
|
</> |