Дармштадт

топ 100 блогов minotaurus_x02.08.2010 Мне хочется сказать огромное спасибо всем моим друзьям и коллегам, которые нашли возможность приехать в этом году в Дармштадт на международные курсы новой музыки. Этот год точно войдет в историю Дармштадских курсов, как самый "русскоязычный" — по моим подсчетам на курсах было 30-40 (!) музыкантов и композиторов из постсоветского пространства!
В этом явно читается новая стратегия дирекции курсов — расширение источников инспирации (в том числе, расшрение в сторону неакадемических жанров), освоение новых территорий современной музыки. Это очень и очень здорово!


О нашем концерте 26 / 07, ибо вопросов поступает все больше и больше ;) :


Все отлично!
По исполнению это был наверное один из наших лучших вариантов (если брать предыдущие концерты-обыгрывания и репетиции) — музыканты выложились на все 100%.
Спасибо Наташе Пшеничниковой за наше счастливо детство— работать с ней одно удовольствие, а о запредельном уровне исполнения я просто молчу!
Спасибо музыкантам "Студии новой музыки" за самоотверженный труд, могу лишь деликатно предположить, что с таким начинающим дирижером, как я, им было далеко не всегда легко ;) У нас, кстати, было очень много репетиций и в Москве, и в Дармштадте: иногда в день мы ставили по 3-4 полноценные репетиции. Мы выдержали, и это уже круто.

Теперь о результатах концерта: по моим ощущениям наш с "Nostri" концерт стал событием на фестивале: после концерта были очень хорошие отклики, все последующие дни ко мне подходили разные люди и говорили, что не предполагали, что в России есть новая генерация композеров, что это все очень отличается от традиционного "Дармштадта" итд итп.
После концерта мы познакомились с несколькими молодыми ансамблями, есть предложения о новых совместных проектах, которые, как я очень надеюсь, мы сделаем как в России, так и не очень.
Продолжаем!



Хочется изложить несколько наблюдений по поводу места новой российской музыки (все, что звучало на концертах) в контексте всего того, что мы услышали на курсах:

1) Мы другие. Нашу музыку действительно сложно спутать с какой-либо еще. Тут очень сложно сказать, что именно отличает нас от остального мира: не хочется приводить готовые решения a la большая "дикость" итд. Но это точно есть — и проявляется поверх всего, что можно нагородить в теме "национальное в музыке"... ;)
Есть еще некоторые конкретные особенности (не для всех, наверное, работающие): у нас очень большая зациклинность на форме, русских часто слышно по очень директивным формам, похожим на натянутые струны. Хотя, по-моему, это просто вытекает из крена отечественного образования в сторону немецкой традиции.

2) Мы еще не до конца в контексте, наши песни звучат скорее как необычный для европейского уха "lo-fi" — это тоже можно считать особенностью (мне, например, именно это очень нравится!), если не осознавать, что иногда это идет не из эстетики, а просто из невозможности сделать технически лучше. Но тут же стоит написать, что это больше вопрос образования: если больше тусоваться на подобных мероприятиях или ездить учиться у хороших людей, подобная проблема рано или поздно сойдет на нет.

3) Все круто. У российской новой музыки очень большой потенциал — возрастающий интерес в мире и все увеличивающееся количество исполнений на самых престижных фестивалях только подтверждает эту мысль.
Еще бы непосредственно в России что-то по настоящему начало бы двигаться — вот тогда вообще полный гранулайз настанет. ;)


Ниже буду описывать все события фестиваля, на которых мне удалось побывать (постепенно буду дополнять пост новыми событиями):



17 / 07 // 20:00

Gerard Grisey
"Les Espaces Acoustiques" (1974-85)

Само событие, конечно, совершенно невероятное. Мы попали только на три последние части (бежали из аэропорта), исполнение, наверное, не было самым крутым, хотя, все было сыграно очень чисто и аккуратно. К горлу подбирался комок, было очень сложно держать себя в руках — то, что не сделало исполнение компенсировала музыка.
;)



18 / 07 // 19:30
THE WAYWARD
MIKE SCHMID (Stimme)
ICTUS
Ensemcle

Harry Partch
"The Wayward" (1941-43)

Tim Marien
"Toeenwas" (2010)

На этом концерте я не был (совпало с нашей репетицией), так что, надеюсь, кто-то еще напишет об этом.


18 / 07 // 22:00
BLACK SEA
CHRISTIAN FENNEZ (Guitarre und Electronic Device)
Support: KOLTER (Electronic Device)


Christian Fennez

"Black Sea"


Что это было тоже не знаю, по той же причине (см.выше.). Расскажите, а?



19 / 07 // 19:30
ARDITTI & FUSSINEGGER

ARDITTI QUARTET
ULI FUSSENEGGER (Kontrabass)


Michelle Lou Vertebrae  (2010, UA)
Jan Masanetz tarts & vicars (2010, UA)
Steve Potter Quartet More & More (2010, UA)
Hannes Kerschbaumer corpo a corpo (2010, UA)
Luis Aguirre Ochosi  for amplified quartet (2010, UA)
Brian Ferneyhough Dum Transisset I–IV after Christopher Tye (2006/07)
Georges Aperghis Parlando I & II für Kontrabass solo (UA der Gesamtfassung)


Ардитти, конечно, круты. Все звучит так же, как на записях и даже круче. Это невероятная машина исполнения современной музыки — даже если автор где-то облажался, они сыграют так, что звучать будет, как минимум, Фернигхоу ;) В этом и проблема. По-моему, совершенно нивелируются индивидуальные черты композиции, все тонет в супер_мега_ардитти_стайле. Авторы на поклонах сменяют друг друга, машина работает — все довольны. Хотя, по-моему, какие-нибудь "Fanthom Trio" (которые, вообще-то, являются очень молодым ансамблем — его мы слушали в предпоследний день) значительно круче — сохраняя невероятно высокий уровень исполнения, они в каждой пьесе стараются максимально разгадать именно индивидуальные черты. Слушая "Fanthom" и в голову не приходит, что воспринимаешь пьесы, написанные для одного и того же состава. С "Ардитти" же думаешь первым делом — "а, ну да, 55031-й контемпорари струнный квартет, ага".

Пьеса Апергза, которую исполнял (и очень круто!) Ули Фуссинеггер, конечно, на уровне. Не лучше и не хуже, чем, собственно, весь Апергиз.
Потом на мастер-классе он рассказывал: "ну да, я беру один материал, беру второй и просто начинаю импровизировать на бумаге. А конечная форма меня не очень заботит". Собственно, так оно и было, автору гранреспект за честность и открытость.


Впечатления по остальным концертам буду писать здесь же и на Forumklassika, все, кто внимал вживую, пожалуйста присоединяйтесь!

to be continued

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
посвящается сей посто.Компания "Палыч пиздец как строго охраняет свои ...
В Китае в одном из старинных районов города Чунцин, во время расчистки территории жилого комплекса случайно обнаружили «обезглавленную» статую гигантского Будды. Древний археологический артефакт был частью ...фундамента многоэтажного дома, зависшего над обрывом. Не одно десятилетие ...
Я всё вяжу) В корзине ниточки на шляпки и панамки. Бирюзовая  и темно-розовая уже готовы.  Сижу на лавочке недалеко от цветущего дерева, и вяжу, вяжу, пока малышня возится в песочнице. Очередной берет, про который уже говорила ...
Принцесса Айко приступила к своей программе визитов в префектуры Миэ и Нара. Сегодня дочь императора Нарухито прибыла на поезде из Токио на станцию Тоба, префектура Миэ в Центральной Японии. Айко посетила храм Исэ-Дзингу в Исэ. Шел небольшой дождь. Айко глубоко поклонилась, чтобы отметить ...
Все эти люди уникальны в своем роде. У всех есть свои странности, причину которых ученые не могут определить. На внешний вид все эти люди довольно симпатичные и ничем не отличаются от остальных. Но они странны по своим возможностям: у кого-то ...