Дармштадт

топ 100 блогов minotaurus_x02.08.2010 Мне хочется сказать огромное спасибо всем моим друзьям и коллегам, которые нашли возможность приехать в этом году в Дармштадт на международные курсы новой музыки. Этот год точно войдет в историю Дармштадских курсов, как самый "русскоязычный" — по моим подсчетам на курсах было 30-40 (!) музыкантов и композиторов из постсоветского пространства!
В этом явно читается новая стратегия дирекции курсов — расширение источников инспирации (в том числе, расшрение в сторону неакадемических жанров), освоение новых территорий современной музыки. Это очень и очень здорово!


О нашем концерте 26 / 07, ибо вопросов поступает все больше и больше ;) :


Все отлично!
По исполнению это был наверное один из наших лучших вариантов (если брать предыдущие концерты-обыгрывания и репетиции) — музыканты выложились на все 100%.
Спасибо Наташе Пшеничниковой за наше счастливо детство— работать с ней одно удовольствие, а о запредельном уровне исполнения я просто молчу!
Спасибо музыкантам "Студии новой музыки" за самоотверженный труд, могу лишь деликатно предположить, что с таким начинающим дирижером, как я, им было далеко не всегда легко ;) У нас, кстати, было очень много репетиций и в Москве, и в Дармштадте: иногда в день мы ставили по 3-4 полноценные репетиции. Мы выдержали, и это уже круто.

Теперь о результатах концерта: по моим ощущениям наш с "Nostri" концерт стал событием на фестивале: после концерта были очень хорошие отклики, все последующие дни ко мне подходили разные люди и говорили, что не предполагали, что в России есть новая генерация композеров, что это все очень отличается от традиционного "Дармштадта" итд итп.
После концерта мы познакомились с несколькими молодыми ансамблями, есть предложения о новых совместных проектах, которые, как я очень надеюсь, мы сделаем как в России, так и не очень.
Продолжаем!



Хочется изложить несколько наблюдений по поводу места новой российской музыки (все, что звучало на концертах) в контексте всего того, что мы услышали на курсах:

1) Мы другие. Нашу музыку действительно сложно спутать с какой-либо еще. Тут очень сложно сказать, что именно отличает нас от остального мира: не хочется приводить готовые решения a la большая "дикость" итд. Но это точно есть — и проявляется поверх всего, что можно нагородить в теме "национальное в музыке"... ;)
Есть еще некоторые конкретные особенности (не для всех, наверное, работающие): у нас очень большая зациклинность на форме, русских часто слышно по очень директивным формам, похожим на натянутые струны. Хотя, по-моему, это просто вытекает из крена отечественного образования в сторону немецкой традиции.

2) Мы еще не до конца в контексте, наши песни звучат скорее как необычный для европейского уха "lo-fi" — это тоже можно считать особенностью (мне, например, именно это очень нравится!), если не осознавать, что иногда это идет не из эстетики, а просто из невозможности сделать технически лучше. Но тут же стоит написать, что это больше вопрос образования: если больше тусоваться на подобных мероприятиях или ездить учиться у хороших людей, подобная проблема рано или поздно сойдет на нет.

3) Все круто. У российской новой музыки очень большой потенциал — возрастающий интерес в мире и все увеличивающееся количество исполнений на самых престижных фестивалях только подтверждает эту мысль.
Еще бы непосредственно в России что-то по настоящему начало бы двигаться — вот тогда вообще полный гранулайз настанет. ;)


Ниже буду описывать все события фестиваля, на которых мне удалось побывать (постепенно буду дополнять пост новыми событиями):



17 / 07 // 20:00

Gerard Grisey
"Les Espaces Acoustiques" (1974-85)

Само событие, конечно, совершенно невероятное. Мы попали только на три последние части (бежали из аэропорта), исполнение, наверное, не было самым крутым, хотя, все было сыграно очень чисто и аккуратно. К горлу подбирался комок, было очень сложно держать себя в руках — то, что не сделало исполнение компенсировала музыка.
;)



18 / 07 // 19:30
THE WAYWARD
MIKE SCHMID (Stimme)
ICTUS
Ensemcle

Harry Partch
"The Wayward" (1941-43)

Tim Marien
"Toeenwas" (2010)

На этом концерте я не был (совпало с нашей репетицией), так что, надеюсь, кто-то еще напишет об этом.


18 / 07 // 22:00
BLACK SEA
CHRISTIAN FENNEZ (Guitarre und Electronic Device)
Support: KOLTER (Electronic Device)


Christian Fennez

"Black Sea"


Что это было тоже не знаю, по той же причине (см.выше.). Расскажите, а?



19 / 07 // 19:30
ARDITTI & FUSSINEGGER

ARDITTI QUARTET
ULI FUSSENEGGER (Kontrabass)


Michelle Lou Vertebrae  (2010, UA)
Jan Masanetz tarts & vicars (2010, UA)
Steve Potter Quartet More & More (2010, UA)
Hannes Kerschbaumer corpo a corpo (2010, UA)
Luis Aguirre Ochosi  for amplified quartet (2010, UA)
Brian Ferneyhough Dum Transisset I–IV after Christopher Tye (2006/07)
Georges Aperghis Parlando I & II für Kontrabass solo (UA der Gesamtfassung)


Ардитти, конечно, круты. Все звучит так же, как на записях и даже круче. Это невероятная машина исполнения современной музыки — даже если автор где-то облажался, они сыграют так, что звучать будет, как минимум, Фернигхоу ;) В этом и проблема. По-моему, совершенно нивелируются индивидуальные черты композиции, все тонет в супер_мега_ардитти_стайле. Авторы на поклонах сменяют друг друга, машина работает — все довольны. Хотя, по-моему, какие-нибудь "Fanthom Trio" (которые, вообще-то, являются очень молодым ансамблем — его мы слушали в предпоследний день) значительно круче — сохраняя невероятно высокий уровень исполнения, они в каждой пьесе стараются максимально разгадать именно индивидуальные черты. Слушая "Fanthom" и в голову не приходит, что воспринимаешь пьесы, написанные для одного и того же состава. С "Ардитти" же думаешь первым делом — "а, ну да, 55031-й контемпорари струнный квартет, ага".

Пьеса Апергза, которую исполнял (и очень круто!) Ули Фуссинеггер, конечно, на уровне. Не лучше и не хуже, чем, собственно, весь Апергиз.
Потом на мастер-классе он рассказывал: "ну да, я беру один материал, беру второй и просто начинаю импровизировать на бумаге. А конечная форма меня не очень заботит". Собственно, так оно и было, автору гранреспект за честность и открытость.


Впечатления по остальным концертам буду писать здесь же и на Forumklassika, все, кто внимал вживую, пожалуйста присоединяйтесь!

to be continued

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Делая очередную попытку, сотую по счету, видимо, доказать коллективному фоме неверующему принципиальную возможность и существующие уже на данный момент технологии управления поведением человека извне с помощью нано-устройств, вводимых в организм, в том числе, да-да, и посредством ...
 Ретро: книжные страницы, рисунки, картины, билеты, приглашения, календари и открытки ...  1963 г. Художник Е. Монин. Журнал "Мурзилка" № 8 август ...
Предполагаю, что этот мой репортаж мало кому покажется интересным... Все-таки глубинка - это всегда немного наивно, скучно и безрадостно, что ли... А мне вот было ...
Случилось чудо. Народ, обрекаемый в государственном строительстве на катастрофу прежними господами и встроенной в их систему Церковью, выстоял, победил и перешел к новому этапу. Но не забыл того отношения к себе, которое были и до 1917 года, и во время Гражданской войны. Я оста ...
Актриса Джил Сэнт Джон, Леонид Брежнев и президент Никсон. Вы можете заказать у меня книгу с автографом. Вышла в свет моя новая книга « Суворов ». Буду рад новым читателям! ...