Damage Control - RN vs. USN

топ 100 блогов vova_modelist17.09.2014 Выношу из обсуждения в посте Damage Control - RN vs. USN prokhor_tebin И в цирк ходить не надо .

Не часто получается сравнить два похожих морских инцидента на основе первоисточников, но в данном случае у нас есть интересная возможность сравнить как проводилась борьба за живучесть на HMS Sheffield в 1982ом году и на USS Stark в 1987ом году. Два корабля примерно одного и того-же размера получившие похожие повреждения от одного и того-же оружия. И в обоих случаях в интернете, в свободном доступе есть документы по расследованию этих инцидентов.

Damage Control - RN vs. USN Damage Control - RN vs. USN

Обсуждать ту полную безалаберность которая привела к попаданию ракет в оба корабля не буду, об этом и так много написано. Подробности об этом можно почитать в официальных документах, а напишу именно сравнение между борьбой за живучесть между двумя кораблями их экипажами. Своих домыслов не пишу, внизу будет только то что заинтересовало из расследований обоих инцидентов.



HMS Sheffield USS Stark
Loss of HMS Sheffield - Board of Inquiry PDF документ 25 страниц USS Stark Investigation PDF документ 55 страниц
Для тех кому интересно обстоятельства попадания ракеты описаны на стр 5-6 Для тех кому интересно обстоятельства попадания ракет описаны на стр 10-11
Одна ракета Экзосет попала в корпус под носовой надстройкой в 14:03 Zulu. Ракета не взорвалась, но не использованное топливо ракеты начало сильный пожар.
Страница 6, п.10

Две ракеты Экзосет попали в корпус под носовой надстройкой в 21:09 местного времени. Первая не разорвалась и ее куски пробили корпус насквозь (БЧ нашли внутри корпуса), вторая ракета попала в тоже место через 30 секунд и взорвалась примерно на метр внутри корпуса. 600 фунтов топлива от обеих ракет попали внутрь корпуса и начали сильный пожар. Как и в случае с Шеффилдом первая не взорвавшаяся ракета нанесла более серьезные повреждения чем вторая - ее топливо попало в глубь корабля.
Страница 34, п.2.3-2.8

Из-за пожара ядовитый дым распространился по машинному отделению, мостику и другим помещениям носа. Все эти помещения пришлось эвакуировать.
Страница 6, п.10

Из-за пожара ядовитый дым распространился от носа корабля до 212го шпангоута (почти весь корабль)
Страница 35, п.2.11

Пожарная магистраль была разрушена и изолировать ее англичане не смогли. Ни один из четырех насосов не запустился(!).
Страница 7, п.11

Пожарная магистраль была пробита в носовой части корабля, давление в ней упало до 60psi. Сразу же после второго попадания была отдана команда изолировать поврежденную часть магистрали и в 21:38 (через 29 минут после попадания ракеты) давление в пожарной магистрали было восстановлено до нужных 120psi от шпангоута 180 к корме.
Страница 35, п.2.14

Никакой организации тушения пожара не было. После потери мостика, никто не перенес контроль в другое помещение и нового центра по тушению пожара не было. Связь между носом и кормой была нарушена и не восстановлена
Страница 7, п.13

Два центра командования были созданы сразу после попадания - один в Damage Control Central, а второй под командованием старпома в полетной палубе на корме. Связь между носом и кормой была нарушена, но была восстановлена с помощью посыльных в дыхательных аппаратах.
Страница 36, п.2.21, п.2.25

"Rover Gas turbine pumps performed outstandingly badly" - вспомогательные насосы практически не работали
Страница 7, п.12

Вспомогательные насосы П-250 изначально не могли использоваться так как скорость корабля были слишком велика, но потом корабль остановился и насосы работали в носовой части корабля где из-за повреждения не работала пожарная магистраль.
Страница 36, п.2.24

К бортам корабля подошли фрегаты HMS Аrrow и HMS Yarmouth которые помогали охлаждать внешние помещения корабля, подавали шланги и помогали по мере возможностей.
Страница 7, п.14

В 23:20 к Старку подошел буксир который охлаждал нос корабля что-бы предотвратить взрыв ракет в носовой пусковой установке. До этого охлаждение ракет было налажено с помощью переносного насоса П-250 (был отдан приказ о затоплении ракетного погреба но этого сделать не смогли так как пожарная магистраль ведущая туда была перекрыта из-за повреждений).
Страница 36, п.2.24, п.2.28

Через 4 часа командир корабля решил что ситуация вышла из под контроля (и опасаясь взрыва носового погреба ракет Си Дарт) и отдал приказ покинуть корабль.
Страница 8, п.16

Через 4 часа после начала пожара (в 01:14) на корабле закончились химические кислородные баллоны для дыхательных аппаратов, но новые баллоны были доставлены вертолетами с других кораблей.
Страница 36, п.2.24


В 01:34 к фрегату подошел эсминец USS Waddell который принял на борт раненых и передал экипировку для тушения пожара
Страница 37, п.2.34


Крен Старка дошел до 16 градусов, после чего старпом приказал прорезать в палубе дырки что-бы откачивать воду из затопленных помещений.
Страница 37, п.2.36

В английском расследовании ничего на тему использования пожарных команд с других кораблей не написано.

Экипажа Старка не хватало на тушение всех пожаров, по этому пожарные команды с эсминцев USS Waddell, Conyngham, фрегата USS Reid и десантного корабля USS LaSalle помогали в тушении пожаров на Старке.
Страница 38, п.2.41

Шеффилд горел в течении двух дней пока основные пожары сами по себе не выгорели. Корабль остался на плаву и была сделана попытка его отбуксировать но из-за ухудшающейся погоды вода начала заливать пробоину и на пятый день он затонул.
Страница 8, п.17

В течении 24 часов все основные пожары были потушены, хотя в течении 48 часов периодически происходили возгорания. Двигатели корабля повреждены не были, но были повреждены инструменты управления ими. Корабль ход не потерял, но на всякий случай был отбуксирован в порт эсминцем USS Conyngham
Страница 38, п.2.41, Страница 41, п.3.8


Выводы

К сожалению и английское и американское (особенно) расследования довольно сильно отредактированы с точки зрения выводов (особенно по поводу разгильдяйства допустившего попадание ракет), но кое какие выводы по бзж там таки есть.
HMS Sheffield USS Stark

На момент атаки только 40% экипажей кораблей RN сдали квалификацию по тушению пожаров
Страница 24, п.10

На момент атаки 96% экипажа Старка закончили курс по БЗЖ. Все офицеры и старшины Старка сдали квалификацию по бзж.
Страница 38, п.2.49

Точных цифр на нашел но довольно много английских матросов погибло и получило ранения во время тушения пожаров из-за того что у них не хватало дыхательных аппаратов.
Страница 16, п.46-47

Ни один матрос не погиб и не было не одной серьезной травмы во время бзж Старка
Страница 38, п.2.45

Учения по борьба с задымлением не проводились и это была основная причина потери корабля.
Страница 13, п.19, Страница 14, п.26.h

Старк смог побороть задымление используя двигатели включенные на высос
Страница 37, п.2.30

Еще одна из причин потери Шеффилда это не хватка дыхательных аппаратов, при этом никаких подтверждений того что дыхательные аппараты передавали с других кораблей в расследовании нет.
Страница 14, п.26.d

На Старк передавали аппараты со всех кораблей находящиеся в доступности
Страница 37, п.2.32, 2.34, 2.40

У англичан были серьезные проблемы с конструкцией корабля и пожарных насосов, материалами внутренней отделки которые фатально сказались на живучести Шеффилда.
Страница 14, п.22-23, 28-30

У американцев таких проблем не было, и пожарные системы работали как надо.
Страница 37, п.2.24, 2.30, 2.42


В общем вывод из всего этого можно сделать только один - к 80ым годам англичане совершенно забыли уроки ВМВ и в конструкции кораблей и в обучении экипажей, а американцы их так хорошо усвоили (спасибо периодическим напоминаниям типа пожара на Форрестоле) что в 80ые годы у них все было организовано очень хорошо.

Предыдущие серии:
Мое описание организации борьбы за живучесть на американских кораблях
Пожар на Форрестоле и тушение пожаров на палубу

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А почему нет попыток организации терактов с помощью гражданских дронов - всякого рода квадрокоптеров? Грузоподъемность многих моделей более чем позволяет. Управляемость - тоже. Плюс - дистанция, не надо человека расходовать. Направил в толпу или в окно (машину, поезд и т.д.) с килограммом ...
Я живу в новом районе практически за городом. Здесь много молодых семей, т.к. жилье довольно доступно. И вообще здесь много спортсменов, молодежи и т.д. Еще год назад заприметили одну девушку, с которой почти одновременно ходили в магазин. Я запомнила ее спину и зад... и больше при встрече ...
Президент группы компаний «АМЕДИА» Александр Акопов намерен устроить если не войну, то, по крайней мере, показательное судебное разбирательство с администрацией и пользователями популярной социальной сети «ВКонтакте».Сеть в ...
          Наконец-то мы с Эркой украсили ёлку. Вот, собственно, плод ...
Когда началось обсуждение предыдущего моего текста , разгорелись бурные дебаты – в том числе по понятиям. Как выяснилось, я была недостаточно ясной в некоторых моментах.  Действительно, когда я пишу, я как будто рассчитываю на то, что мои ...