Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня.
В воскресенье вербное
Завтра встану первая
Для святого
дня.
Когда
Иисус Христос восходил в Иерусалим, приблизился к Виффагии и
Вифании, к горе, называемой Елеонскою и послал двух учеников Своих,
сказав: "пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете
молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не
садился; отвязав его, приведите; и если кто спросит вас: зачем
отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу". Посланные пошли
и нашли, как Он сказал им. Когда же они отвязывали молодого осла,
хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка? Они отвечали: он
надобен Господу. И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на
осленка, посадили на него Иисуса. И, когда Он ехал, люди постилали
одежды свои по дороге. А когда Он приблизился к спуску с горы
Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно
славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: "благословен
Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в
вышних!"
Торжественный вход Иисуса в
Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий. Об этом
событии рассказывают в своих Евангелиях все четыре евангелиста (см.
Мф. 21,1-11; Мк. 11,1-11; Лк. 19,29-44; Ин. 12,12-19).
У
евреев был обычай: цари и победители въезжали Иерусалим на конях
или ослах, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в
руках встречал их. Исполняя пророчества Ветхого Завета (см. Зах.
9,9), Христос именно таким торжественным образом въезжал в
Иерусалим, но не как Царь земной или победитель в войне, а как
Царь, Царство Которого не от мира сего (Ин. 18,36) как Победитель
греха и смерти. Еврейский народ, находившийся под римским игом,
ожидал Мессию как политического освободителя, и всем казалось, что
Чудотворец, вчера воскресивший Лазаря и некогда накормивший 5 тысяч
народа, вполне может быть именно тем земным вождем, который
приведет свой народ к политической независимости и земному царству
наслаждения.
Из находившихся тогда на улицах
Иерусалима только Один Христос знал, что вместо земного царства Он
приносит человеку Царство Небесное, вместо избавления от земного
рабства Он освобождает человека от рабства гораздо худшего - от
рабства греху. Он Один знал, что путь, усеянный ныне пальмовыми
ветвями, ведет к Кресту и Голгофе. Это царское прославление Христа
перед Его смертью Церковь вспоминает для показания, что страдания
Спасителя были вольными.
Этот
праздник на Руси давно называется Вербным воскресением. Название
это происходит от того, что на этот праздник верующие приходят с
ветками, как правило, ивовых растений - вербы, ивы, ветлы или
других деревьев, которые первыми распускаются весной, в
ознаменование тех ветвей, которые резали иудеи, встречавшие Иисуса
во Иерусалиме. Конечно, на юге используют цветы и ветви других
деревьев, как правило, пальм. В России, где таких деревьев нет и
где первой распускается верба, с древних времен стали использовать
ее ветви, почему и сам праздник стал называться Вербным
воскресением. Но подлинное его название - Вход Господень в
Иерусалим, или Неделя Ваий, Цветоносное
воскресение.
В допетровское
время в праздник Входа Господня в Иерусалим совершалось так
называемое «шествие на осляти» — обряд, заимствованный из
византийской традиции. После праздничной службы во
Входоиерусалимском приделе Покровского собора (храма Василия
Блаженного) с Красной площади на Соборную площадь Московского
Кремля проходила специальная процессия, изображавшая само событие
отмечаемого праздника. Патриарх следовал в ней, сидя верхом на
лошади (наряженной ослом), которую вел под уздцы идущий пешком
царь.
Общераспространённым в народе был обычай слегка
ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не
водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали
случая поднять с постели детишек лёгкими ударами вербы,
приговаривая: «Верба хлыст, бей до слез. Не я бью, верба бьёт. Будь
здоров как верба».
Простой
народ освящённым вербам придает особую очистительную силу, верует в
спасение домашнего скота от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя,
от злых людей и злых духов. Об этом свидетельствуют различного рода
«вербные» обряды, сохраняющиеся до сих пор в некоторых местностях
России, Украины и Беларуси. Например, в Костромской области
сохраняется народный обычай выпекать баранки к Вербному
Воскресенью, освящать их в церкви и принося домой, скармливать их
домашнему скоту, чтобы предохранить от болезней, а в Юрьев
(Егорьев) день крестьяне обмакивают хранившуюся в продолжение всего
года вербу в святую воду и затем окропляют собранный во дворе
домашний скот; с вербой в руках в первый раз провожают скот на
пастбище
Вербе
и её серёжкам приписывалась целебная сила. Съедали по девять
вербных серёжек, считая это лекарством от лихорадки. Советовали
есть почки освящённой вербы бесплодным женщинам, а также как
предохранительное средство от других болезней. Клали вербу в воду,
в которой купали больных детей. Запекали серёжки в хлеб, а в
некоторых селениях пекли печенье в форме вербных
почек.
Многие
верили, что освящённая верба может остановить летнюю грозу, а
брошенная в пламя — помочь при пожаре. Всякий трус, желающий
избавиться от своего недостатка, должен по приходе из церкви в
Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освящённой
вербы — средство это, если и не превратит труса в героя, то во
всяком случае должно прогнать природную
робость.
Особой
приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были
любимы детьми, так как на них был представлен богатейший выбор
детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками
вербу. К пучку привязывали украшение — бумажного ангелочка. Он так
и назывался «вербный херувим».
С вербой
связано много поговорок и примет: «На канун Вербного воскресенья
Св. Лазарь за вербой лазил», «Скотину выгоняют в поле в первый раз
(на Юрья) вербой с Вербного воскресенья», «Если вербная неделя
ведряная, с утренниками, то яри хороши будут», «На вербной мороз —
яровые хлеба хороши будут», «Верба распутицу ведёт, гонит с реки
последний лёд», «Не верба бьёт, а старый
грех».
В Вербное
воскресенье облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное
масло. Во времена, давно забытые, варили и ели в этот день вербную
кашу с вербными серёжками
(почками)
|