Цитата из Бродского
nicoljaus — 04.09.2023 За что люблю комментарии от умных людей - разговор ВНЕЗАПНО переходит от натюрморта на независимость Украины. По поводу этого стихотворения существует, как выяснилось, уже довольно обширная полемика.2014:
«Скатертью вам, хохлы, и рушником дорога…» О стихотворении Иосифа Бродского «На независимость Украины»
2015:
«На независимость Украины» как главное стихотворение Бродского. Незапланированный Бродский? Несколько слов о недавних баталиях
2020:
Гой ты, рушник, карбованец. Стихотворение Бродского «На независимость Украины», или Искусство оскорбления как поэтический жанр
2022:
Если выпало в империи родиться. Бродский и колониализм русской культуры
Поэт и хулиган. Как «патриоты» пытаются выдать Бродского за своего из-за стихотворения «На независимость Украины»
"Империя – страна для дураков". Иосиф Бродский и культурный колониализм
2023:
«Нам» и «нас» в стихотворении Бродского «На независимость Украины»
Как там многократно отмечено, в стихотворении нет "я", там только "мы". Но вот что, собственно, думал сам Бродский по поводу "мы-они":
«Печальная в его случае истина (как и для многих его восточноевропейских собратьев) заключается в том, что этот замечательный писатель пал невольной жертвой геополитической детерминированности своей судьбы - концепции деления мира на Восток-Запад.[...] Как бы трагично, тем не менее, ни было представление о мире, разъединенном подобным образом, оно не лишено определенного мыслительного уюта. А именно: оно предлагает чрезвычайно комфортабельное, по принципу парности, разделение на: чувство-рассудок, Достоевский-Дидро, мы-они и т. д. Что, в свою очередь, заставляет индивидуума сделать выбор. Процесс выбора, как правило, драматичен и опасен; человек, сделавший выбор, имеет все основания считать себя героем. Вся загвоздка в том, что сам по себе выбор этот крайне ограничен. В полном соответствии с природой тамошних краев это вопрос: или-или.
Подобный выбор часто оказывается самым значительным событием в жизни индивидуума, и, обрастая ракушечником последующих умазаключений, он превращается в субстанцию настолько существенную, что первоначальная скудость вариантов забывается. Содеянный под давлением обстоятельств, ограниченный выбор этот как бы производит эхо архитипической человеческой ситуации вообще. Ничего дурного в этом, возможно, и не стоило бы усматривать, если бы тем самым не навязывалось заниженное представление о человеческом потенциале, свойственное любому ограниченному выбору, - что, скорее всего, и является главной причиной, по которой его предлагают. Запамятовав о таковой возможности, индивидуум начинает настаивать на тех выводах, к которым привел его собственный опыт, отрицая или сбрасывая со счета более всеобъемлющее, более великодушное и шире распространяющееся представление о человеке». (Иосиф Бродский. "Почему Милан Кундера несправедлив к Достоевскому", 1985)
|
</> |