"Цитадель" - 2
vitaramm — 08.05.2011 Теги: МихалковЧитаю рецензии про
"Цитадель"...
И мне жаль, что оба фильма остаются не понятыми именно
профессиональными зрителями, кинокритиками. Которые могли бы
оценить новый подход режиссера на тему Великой Отечественной
войны.
Труд Михалкова - это ведь не советско-официальный и масштабный
взгляд, как у Озерова; не опереточный, как сейчас большинство
фильмов про войну по ТВ наснимали, и главное, он не
эстетический.
Война и эстетика в кадре - вещи несовместимые, а именно этим грешит
так нахваливаемая "Брестская крепость".
Красивая война на экране, да еще с выразительно разложенными
трупами и ухоженными пиротехниками взрывами и ублажающая чувства
зрителей - преступление, на мой взгляд. Тут я призову в помощь
Ларри Флинта и его речь в суде, когда порнограф говорил о том, что
печатать в газетах трупы - не считается преступлением, а голая
грудь - да. Это я и про финальный эпизод "Предстояния" - так
высмеянный и вписанный в минус режиссеру.
Так вот, Михалков в дилогии попытался (не все получилось, да)
вернуть войну в систему хаоса, пошлости и ужаса.
И черенки были в истории советских солдат, и даже трещотками, в
отсутствии винтовок, было - шли. И смерть всегда на войне
внезапная, случайная, как и спасение... Об этом и Симонов, и
Астафьев, и Виктор Некрасов - свидетельствуют.
И не зря режиссеры - фронтовики (те, что снимали в конце 50-х, в
60-ые) берегли своих зрителей, помнивших войну от жестоких
подробностей на экране.
А нынешних пацанов чего жалеть? Они по учебникам истории, по
нескольким страницам про войну узнаЮт. Но вот ведь парадокс - судя
по откликам, молодое поколение требует от режиссера именно
советской победоносной интонации и героизма. Даже от "Предстояния",
от эпизодов 1941 года (!), словно армия не отступала тогда аж до
Волги...
Или сейчас защищают генерала в "Цитадели" (какой ужас, Михалков
показал генерала быдлом!). Вот и получается, что они не читали
воспоминаний о том, каким количеством погибших солдат был взят
Берлин или просто безымянные высоты...
Молодое поколение зрителей выросло, глядя по ТВ - с рекламными
паузами для чая - на советское милое кино про войну. В них
все так душевно: мальчики попели, полетели, за кадром
погибли...а от нашего имени режиссер букет гвоздик возле
обелиска...
Михалков попытался вернуть войне нечеловеческое лицо, повторюсь, о
такой войне написаны книги и есть свидетельства выживших.
Идти против сложившегося образа, ломать стереотипы - надо обладать
смелостью. А большинство моих коллег, вместо анализа,
профессионального разбора либо ерничают, либо пером, как ногами и
кулаками работают. Увы.