Чюрлёнис — композитор и художник


В детстве я училась играть на фортепиано. Моя учительница всегда давала мне произведения относительно спокойные и со стройным ритмом: Баха, Гречанинова, Чайковского. Но для выпускной программы она решила сделать исключение и предложила взять неизвестного мне Чюрлёниса.
Надо сказать, что играть его было совершенно непривычно. Рваный ритм, много звуковых сочетаний, режущих слух. Я не понимала, что должны делать мои руки, как это произведение выглядит в целом. После классического Баха музыка Чюрлёниса казалась надругательством над звуками. Но чем свободнее играли пальцы, тем больше я могла вслушиваться в мелодию. Я чувствовала теперь, как эта же музыка сильно задевает что-то в самой глубине души.
А совсем недавно я открыла для себя картины Чюрлёниса, в которых меня захватили пространство, символы, цвета.
В них мало движения или движение совсем легкое — не как у Кузьмы Петрова-Водкина или Диего Риверы, чьи картины также наполнены символами, но абсолютно другие, более динамичные. Чюрлёнис скорее встает в один ряд с такими загадочными художниками, как Уильям Блейк и Михаил Врубель.
Оказалось, что не только русский композитор Александр Скрябин экспериментировал со смешением разных жанров искусства — музыки и живописи, но и Чюрлёнис тоже. Так появились его «сонаты» и «симфонии», где главная тема (лейтмотив) визуально изменяется либо на одном холсте, либо от холста к холсту.
Писатель Константин Георгиевич Паустовский с восхищением отзывался о художнике:«Чюрлёнис был замечательным живописцем. Пожалуй, никто из художников не передавал с таким мастерством ночь и звёздное небо, как это сделал Чюрлёнис в серии картин «Знаки Зодиака». Действительно, каждая картина цикла передает покой, с которым художник смотрит на звездное небо, в них есть тишина и тайна.


Резко выделяется из всей его живописи «Баллада о черном солнце»: страшный черный рассвет за темной башней. К моменту написания картины Чюрлёнис был уже психически нездоров, и, возможно, это стало отражением предчувствия скорой смерти. Пришло ли «черное солнце» из глубин его психики или из трудов теософов, которым он уделял большое внимание? Кто знает...
Конечно, в посте только маленькая часть всех его работ. Те, кто захотят, обязательно посмотрят и другие его картины. Но мне, надеюсь, удалось хоть немного передать радость открытия такого необычного художника.
Источник
|
</> |