Чья власть, того и вера
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Как известно, времена меняются, а люди — нет. Вот почему похожую историю можно наблюдать сегодня на примере православных украинских церквей.
![Чья власть, того и вера Чья власть, того и вера](/images/main/chya-vlast-togo-i-vera-0bf78e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/mockingbird19/85537475/130378/130378_900.jpg)
Для тех, кто не в курсе — после распада СССР на Украине существовало де-факто три православные церкви.
Крупнейшей из них как по числу приходов, так и по числу прихожан была Украинская православная церковь Московского патриархата, которая до недавнего времени считалась частью Русской православной церкви, но на деле все 30 лет она функционировала в автономном режиме.
Также на Украине с 1992 года действовала Украинская православная церковь Киевского патриархата, которая появилась после того, как киевскому митрополиту Филарету не удалось избраться на синоде РПЦ на должность патриарха, после чего он провозгласил собственную церковную организацию, уведя с собой часть приходов, ранее относящихся к УПЦ МП. УПЦ КП так и не была признана ни одной из других православных церквей мира.
Наконец, с 1990х на Украину вернулась также никем не признанная Украинская автокефальная православная церковь, созданная еще в бытность Украинской народной республики (откололась от России в 1917 году и просуществовала до 1919 года) и пережившая советский период в канадской эмиграции.
Шаткое равновесие между тремя церквями было нарушено в 2018 году, когда по инициативе президента Украины Петра Порошенко и Константинопольского патриарха Варфоломея был созван собор православных церквей на Украине, по итогам которого главы УПЦ КП и УАПЦ приняли решение об объединении и создании Православной Церкви Украины (и хотя Филарет впоследствии отказался от этого решения, процесс вливания УПЦ КП в ПЦУ уже принял необратимый характер). 6 января 2019 года Константинопольским патриархом Варфоломеем для Киевской митрополии был передан томос, документ о предоставлении автокефалии (= самоуправлении), при этом ПЦУ независимости так и не получила, а по сути была переподчинена Фанару (квартал в Стамбуле, где находится патриархия Константинополя).
В сухом остатке, в 2019 году украинская власть получила подконтрольную ей церковь с частичным международным признанием (хотя бы со стороны греческих церквей).
До самого начала СВО официальная позиция канонической Украинской православной церкви Московского патриархата отличалась примиреченчеством и нейтралитетом к обеим сторонам внутриукраинского гражданского противостояния, переросшего в 2014 в войну на Донбассе. Неудивительно, что недосказанность вызывала негативную реакцию как со стороны заряженных украинских патриотов, так и со стороны идейных русских патриотов.
И если до февраля 2022 года позиции УПЦ МП ухудшались постепенно по мере роста русофобских настроений в стране, то с начала войны эта церковь вовсе стала восприниматься в качестве внутреннего врага и пособника оккупантов в украинском общественном сознании.
Само собой, такие настроения, поощрялись украинскими властями, которые с начала войны начали гонения на УПЦ МП, беря под стражу "неблагонадежных" священников, устраивая регулярные обыски, изымая у церкви её храмы и имущество. В октябре 2023 Верховная Рада в первом чтении приняла закон о возможности запрета деятельности церкви, в случае если украинское государство обнаружит ее связи с Русской православной церковью, а ряде регионов Украины деятельность УПЦ МП была вовсе запрещена.
Что характерно лоялизм УПЦ МП к украинской власти и даже призывы митрополита Онуфрия к украинцам сражаться за независимость Украины никак не повлияли на это отношение. Сама же Украинская православная церковь вошла в состояние внутреннего кризиса.
Уже в марте 2022 года порядка трети епархий (церковных округов) УПЦ МП, расположенных в основном на Западе Украины, отказались поминать на службе патриарха РПЦ Кирилла, тем самым разорвав ту символическую связь, что продолжала связывать каноническую украинскую церковь с русской. Продолжился также начавшийся в 2019 году процесс перехода церковных общин УПЦ МП в ПЦУ (также прежде всего за счёт общин Западной Украины).
27 мая 2022 в Феофании (исторический район Киева) состоялся собор УПЦ МП, на котором было выражено стремление к независимости церкви и поддержка Украины в войне. При этом собор так и не принял решения об окончательном разрыве с РПЦ, что позволяет говорить о том, что УПЦ МП повели самым привычным для себя образом: до последнего сохранять половинчатость и недосказанность в каждом своём шаге.
При этом реакция РПЦ в отношении собора в Феофании оказалась весьма сдержанной: не было выражено никакого протеста в связи с решениями собора, а статус УПЦ МП в составе РПЦ не был пересмотрен. Вероятно, такая позиция обусловлена нежеланием подставлять людей, сохранивших верность единству с Россией, но оставшихся проповедовать на Украине, несмотря на репрессии со стороны властей и негативное отношение к церкви со стороны украинского общества.
В то же время подвешенное состояние УПЦ МП привело к тому, что на присоединенных Россией территориях началась интеграция православных приходов непосредственно в состав РПЦ.
Так, уже в июне 2022 года спустя 10 дней после собора в Феофании, все три епархии Крыма, — Симферопольская, Джанкойская и Феодосийская, перешли в Русскую Православную Церковь, которые даже после присоединения Крыма к России оставались в ведении УПЦ МП.
В октябре 2022, после того, как Донецкая и Луганская народные республики, а также Запорожская и Херонская области официально стали частью России, в лоно РПЦ вернулась также Ровеньковская епархия (ЛНР). В мае 2023 года к РПЦ присоединилась также и Бердянская епархия. Наконец, буквально неделю назад была создана Скадовская Епархия РПЦ из тех приходов Херсонской епархии, что находились на левом берегу Днепра.
Что касается Донецкой, Горловской и Луганской епархий, то к настоящему моменту они уже зарегистрировались в России как юридические лица, участвуют в инициативах Русской православной церкви, поминают Московского патриарха на церковных службах, однако решения Синода насчет перехода в юрисдикцию РПЦ пока принято не было.
На сегодня на новых территориях России территориях осталось только три епархии — Новокаховская, Запорожская и Северодонецкая, которые пока ещё не определились с выбором стороны.
Выводы:
1) Изменение канонических церковных территорий всегда следует за политическими изменениями. Только так, но никак иначе.
2) Попытка угодить одновременно двум диаметрально полярным по интересам группам людей — это прямой путь к поражению и утрате влияния. Начиная с 2014 года, УПЦ МП оставалась именно таким институтом. Если на низовом уровне многие украинские православные священники озвучивали пророссийскую позицию, то руководство УПЦ МП по сути сидело на двух стульях. Собранный в мае 2022 года собор в Феофании практически никак не поменял положения дел: УПЦ МП к тому моменту выглядели предателями в глазах как проукраински, так и прорусски настроенных прихожан Украины.
3) По итогам этой войны Украинская православная церковь, вероятно, исчезнет совсем. На той территории, что останется под контролем Украины, приходы УПЦ МП перейдут в Православную Церковь Украины, а на той, что станет частью России, произойдет постепенное вливание приходов УПЦ МП в Русскую Православную церковь.
|
</> |