
Чужой опыт

Я связался с моим давним френдом
Итак, букридеры в американских школах применяются, давно и успешно. В частности проект Educational eBook System внедряется в школах штатов New Jersey (Newark), Florida, Georgia, New York, California - компания Ectaco сотрудничает с тысячами школ по всей Америке. То есть сама идея применения букридеров в образовательном процессе вполне реальна, а значит и в России есть шансы.
Но есть и отличия. Образовательная система в США более децентрализована и решение о переходе на букридеры принимается в каждой школе самостоятельно. У школы есть свой бюджет, и если руководство видит, что использование электронных книг ей необходмо (проект окупится через определенное время, повысятся результаты тестов, улучшится рейтинг школы, и т.д.) то школа сама заключает договор с компанией-поставщиком. Эта же компания занимается оцифровкой учебников. То есть гос.заказ и гос.корпорации не нужны, Обама с букридером в руках не пиарится по главному телеканалу, бюджетные миллиарды не пилятся и т.д.
Начинали они с чёрно-белых букридеров "подешевле", с минимумом функций. За несколько лет эксплуатации выяснилось три момента.
1. Цвет и мультимедиа. Чёрно-белый экран и урезанная мультимедийность не охватывают все стороны учебного процесса. Существует множество способов подачи информации, которые позволяют её (информацию) усваивать эффективнее, чем это возможно с обычным текстом. Например, иностранный язык лучше учить с помощью аудиопримеров, историю, физику и химию с помощью мультимедиа-презентаций, а для биологии и географии нужны цветные иллюстрации и т.д.
ЖК-планшеты обладают всеми необходимыми функциями, но в большинстве школ существуют серьёзные ограничения на работу детей с ЖК-мониторами. Поэтому в США, в рамках проекта Education eBook System, переходят на цветные букридеры, самый известный из которых - Ectaco JetBook Color.
Вот как выглядят цветные иллюстрации на экране Наноридера (слева) и Джетбука (справа):
фото отсюда: http://drugoi.livejournal.com/3612175.html
Кстати, о нём, как о потенциальном конкуренте, упоминает Эльдар Муртазин в своём обзоре чубайсовского наноридера. У ДжетБука цветной 9.7" экран (1600x1200px), построенный по любимой всеми технологии E-Ink, поддержка всех популярных текстовых, графических и аудио-форматов, система распознавания рукописного текста, распознавания и воспроизведения речи, поддержка карт microSD емкостью до 32 ГБ, порт USB, модули WiFi, 3G и чип GPS для определения месторасположения учебника (и ученика). Практически планшет, но всё-таки E-Ink.
2. Софт. Программное обеспечение букридера тоже не должно заниматься исключительно имитацией книг. Всё-таки букридер - это микрокомпьютер, может многое. Поэтому в ДжетБук встроены: комплект учебных пособий для каждого класса средней школы, графический и научный калькуляторы, черновики, словари с произношением слов, обучающие программы, интерактивные курсы, тестовые задания, презентации, справочники по всем предметам. И это не "планы", всё это уже несколько лет работает в предыдущей, чёрно-белой версии ДжетБука, а сейчас просто адаптируется под цветной формат.
3. Сеть. Микрокомпьютер в помощь ученику - хорошо, а компьютеры, объединённые в единую закрытую сеть - ещё лучше. Почему бы не добавить букридерам связь с центральным сервером по WiFi? Оттуда берётся расписание занятий и обновляются учебники. Оценки выставляются в дневник на сервере, а в ДжетБуке только отображаются. Контрольные работы, тесты, экзамены - всё проводится по WiFi, под управлением консоли преподавателя. Учитывая наличие модуля 3G, экзамены можно даже удалённо проводить :) Табель, разумеется, тоже можно формировать автоматически - по сумме результатов, хранящихся на сервере. Регулируемый доступ в Интернет и мировые библиотеки, участие в тематических форумах - да много чего можно извлечь из сети.
Как показала практика - просто букридеры не так интересны школам, как СИСТЕМА, комплекс аппаратно-программных средств, делающих образовательный процесс более удобным и качественным. Поэтому идея минобразования РФ внедрить "электронную книжку и не более" - понятна, логична, но проигрышна по сути. О наработках заокеанских коллег Чубайс либо ничего не слышал, либо не захотел услышать :) Скорее второе, т.к. представители Ectaco не раз были в России с презентациями, проводили переговоры с минобразования, предложили адаптированную для РФ версию программного обеспечения, но... против РОСНАНО не попрёшь. Я думаю, что Ectaco лучше идти напрямую в школы (особенно частные). Там лучше знают, что им нужно.