Чужая Прага
ibigdan — 18.10.2011 Русский (как впрочем и украинец), приехавший в Чехию, сталкивается сразу с двумя проблемами: наших тут не любят и наших тут очень не любят.Не так чтобы совсем глобально, но проблема есть. Причем она связана, на мой взгляд, не только с разностью менталитета, а вообще с одной сплошной, с точки зрения чехов, исторической несправедливостью. Называется она "коммунистический режим". Причем рассуждать на тему, что же было лучше - немецкий фашизм, который их неизбежно ждал, как и всю Восточную Европу, в случае поражения Советской Армии, или собственно, сама Советская Армия, они не очень любят. На самом деле, ответа нет. Потому что в целом лично у меня ощущение, что им не нужна какая-то сильная власть. Им нужен покой. Демократия ли, Европейский Союз ли, и что оно вообще такое - главное, чтоб не трогали.
Чехи вообще народ расслабленный и не сильно политически озабоченный. Местные СМИ пестрят новостями вида "Кошка пани такой-то залезла на дерево, снимали всем пожарным отделением". Может, у меня еще взгляд неглубокий, может, все не так утрированно, конечно, но близко к смыслу.
В то же время, насколько непонятно, в чем местное население за, настолько абсолютно ясно, по поводу чего оно против. Вот, скажем, памятники. В центре Праги, у подножия холма Петршин, стоит скульптурная композиция.
На табличке у подножия - надпись: "Мемориал посвящен всем жертвам коммунизма: не только тем, кто был заключен в тюрьму или казнен, но также и тем, чьи жизни были разрушены тоталитарным деспотизмом". Та же надпись и сбоку на камне:
Творение скульптора Олбрамы Зоубека как бы там ни было с тематикой, совершенно пронзительное. Каждая следующая фигура, если смотреть за спину фронтальной, более разрушена, чем предыдущая. Последней в скульптурной группе стоит оторванная человеческая ступня.
Ночью все это подсвечивается, и создается ощущение, что призраки прошлого натурально смотрят на тебя из подземелья. В общем, впечатляет. Как выражение идеи - очень.
В нижней части лестницы металлические пластины с надписью: «Жертвам коммунизма 1948-1989: 205 486 - осуждены, 248 - казнены, 4 500 - погибли в тюрьмах, 327 - убиты на границе, 170 938 - вынуждены уехать».
По сути, если так разобраться, цифры не слишком фантастические, для сорока-то лет. В Союзе жертв режима было куда больше, но мы почему-то советское прошлое с придыханием вспоминаем, а чехи вот с ненавистью.
Тут же имеет смысл вспомнить давеча упомянутый мной Национальный музей. Его фасад в ходе Чешской кампании был обстрелян советскими войсками. И там даже якобы остались следы. Честное слово, я, облазив весь фасад Музея, нашла три хилые дырочки, а в целом как бы даже и не выглядит оно все как-то сильно обстрелянным. Но чехи носятся с этой стеной весьма почтительно и даже не хотят ее реставрировать, в отличие от всего остального центра, потому что неожиданно так сам по себе получился памятник ненависти к коммунизму. Вот и радость.
Ненависть ко всему советскому как-то так и трансформировалась в нелюбовь ко всему русскому. Особенно в этом отношении стоит рассмотрения тема памятников, связанных с великими русскими или украинцами. Каждый раз, когда возникает вопрос об установке бюста какому-нибудь выдающемуся восточному соседу, у чехов истерика. Дело в том, что в отличие от моей Родины, в Чехии положено спрашивать жителей прилегающих районов, хотят ли они такой памятник, и не будут ли их голуби против гадить на голову, скажем, Пушкину.
Так вот о Пушкине. В Праге есть площадь его имени. А тут же в декабре пока еще президент Медведев вознамерился посетить чешскую столицу. Местные власти придумали в ходе его визита открыть памятник великому русскому мавру, который в Праге никогда не был, но зато как поэт и писатель переведен на чешский. Местные затребовали референдум и сказали твердое "нет". Однако Медведев еще не приехал, и вопрос остался на повестке дня.
Такая же история была с памятником Шевченко ради визита тогда еще президента Ющенко. Но так как по тем временам решение об открытии оного было действительно политическим, референдум проводить не стали, а поставили Кобзаря неподалеку от представительства ООН. Никого не спросили, следовательно, все возмущались, мол, если так ставить всем монументы, так и места в столице не останется. Ющенко, правда, на открытии напомнил чехам, что у Шевченко есть целая поэма, посвященная их национальному герою Яну Гусу ("Еретик"), так что нефиг и точка.
Совсем свежая история и про Петра Первого. Чехи страшно нервничают, что в Карловых Варах русских вывесок больше, чем чешских. Ну вот облюбовали там соотечественники-россияне себе нычку, как и в Куршавеле, и все тут. На улицах русская речь слышится чаще, чем в Москве. Чехов бесит. Как и сама история идеи установки памятника.
Эпизод совершенно как из анекдота - группа российских предпринимателей как-то раз подумала: а че бы нам великому Петру монумент не поставить? Ну как это обычно у наших бывает -
Иными словами, если так разобраться, чехи экспансии побаиваются, даже такой вот мирной. Потому что коммунизм тут слово ругательное, и генетически с русскими связано. Сначала памятники, потом глядишь и переименуют в окраину Подмосковья. Аналогичным образом нелюбовь транслируется и на украинцев. Но тут уже причины глубже.
К этим братьям-славянам чехи относятся категорично, мол, понаехали. Однако история знает забавный момент. Несколько лет назад была такая программа в Чехии: всем западноукраинским "заробитчанам", которые добровольно соглашались к едрене фене свалить с чужеземщины и забыть назад дорогу, давали по 500 евро и билет в один конец. Народ, обрадовавшись халяве, массово свалил, тем более, что ожидалось ужесточение визового режима и прочие репрессии. Поначалу местные ликовали. Но потом вдруг обнаружилось, что совершенно некому идти работать уборщицами, кассирами, чернорабочими, строителями и другими, "непрестижными" работниками. Вышло, что украинцы заняли ту самую нишу, на которую чехов-то и не хватало. Ведь никто из коренного населения не станет работать за нищенскую зарплату, тем более, пока есть приезжие. И тут же появились всякие ненавязчивые способы, чтобы вернуть дешевую рабочую силу взад, другие программы, налоговые льготы, и прочая, и прочая... Так волнами и собираются с мыслями - нужны нам соседи тут или нет.
Двойные стандарты? Кто знает... Справедливости ради стоит отметить, что чехи до сих пор слабо понимают разницу между теми, кто приехал заработать, и теми, кто просто хочет тут жить. Хотя сами часто рассуждают над тем, как неплохо было бы переселиться в соседнюю Германию или даже за океан. Но миграция в рамках развитого мира, к коему еще недавно полусоветская Чехия себя однозначно относит, и "понаехаловск" от бывших собратьев по Варшавскому договору, по их мнению - небо и земля, даже не стоит сравнивать. Вот тут диссонанс, да. И не объяснишь.
Отделяя тех, кто приехал заработать, пусть у каждого свои причины, и все-таки говоря о тех, кто хочет тут жить, напоследок стоит отметить один очень важный момент. Русские и украинцы, коих тут реально немеряно, и среди них действительно много интеллигенции, в один голос говорят: чешская неприязнь ощущается, но она не критична. Просто нельзя стать совершенно своим в чужом монастыре. А может быть, и не стоит. Но несмотря на общее отсутствие культуры, к которой мы привыкли (подавать женщине руку, уступать место в транспорте, не орать громко в ресторане и так далее), чехи уважают права остальных. Не может быть такого, чтобы толкнули на улице, и не извинились. Бомж, просящий сигаретку на остановке, триста раз извиняется, за то, что вонюч (сама видела), а улыбки, пусть и фальшивые - абсолютный атрибут любого обслуживающего персонала. Поэтому сами русские говорят: "Мы понимаем, что многое искусственно. Но искренняя недоброжелательность соотечественников друг к другу куда сильнее там, на родине".
Что же касаемо украинцев - мысль о том, что свои не любят своих куда больше, чем нас не любят чехи, подтверждается простым фактом. Идешь в украинское консульство заверить несчастную бумажку - это для тебя, своего, стоит 500 крон. Идешь к чешскому нотариусу - это для тебя, чужого, стоит 30 крон. И для чеха стоит 30. И как-то чехи на таком контрасте не такие уж и злые. В конце концов, это мы у них, а не они у нас.
(c) nata_scherbina
|
</> |