Чудесные лампы из 19 века
kavery — 23.07.2023 Вчера я показывала экспонаты с выставки "Цари и рыцари. Роман со Средневековьем". Но про два экспоната я хочу рассказать отдельно. Это лампы-миракали. Не могу утверждать точно, но кажется я такой вид ламп живьем видела первый раз. Возможно, в каких-то музеях попадались, но но внимание на них не акцентировалось. Термин показался знакомым, но тоже без конкретики: где, что, почему. Вот я и решила разобраться. Информации о таких лампах не много, большинство русских интернет-источников пишет примерно одно и тоже. Такие лампы появились в эпоху Екатерины II и назывались "омракль", а с начала XIX века "миракль". (Истчник) С иностранными источниками тоже все не так просто , дело в том, что хотя у нас название таких ламп - иностранное: у нас к ним применили красивое французское словечко, но в Европе их называли иначе. Давайте разбираться. И так, лампа миракль - обычно, это экран, прикрепленый на стойку, по которой он может передвигаться вверх-вниз. За экраном находился источник света - канделябр для свечей. По мере их сгорания экран опускали. На экране была нарисована картинка, которая оживала в свете свечей. Рисовали ее на полупрозрачном экране или перламутровой пластине. Но хитрость была в том, что этот экран от свечей закрывала еще плстина из слюды, полупрозрачного стекла или тонкой пластинки из фарфора или бисквита, с нанесенным рисунком. Это называлось литофания. Именно так называются такие лампы в английском языке - Candlestick with a Lithophane Screen. И похоже, что часто у более дешевых вариантов даже не было передней разрисованной пластины, была только каменная пластинка с рельефом. Возможно были варианты, где сам фарфоровый экран расписывался. Как я уже писала, информации мало, можно опираться только на некоторые найденные в сети фото таких ламп. Сам принцип литофании использовался и в других изделиях, ниже покажу примеры. Что касается упомянутых выше времен Екатерины, то у меня возник вопрос , поскольку я прочитала на одном сайте вот такую информацию:Европейские литофании были впервые произведены почти одновременно во Франции, Германии, Пруссии и Англии примерно в конце 1820-х годов. Многие историки приписывают барону Полю де Буржингу (1791–1864) изобретение процесса литофании в 1827 году во Франции, но другие утверждают, что вдохновение для этой идеи пришло из Китая почти за тысячу лет до этого во времена династии Тан. Возможно, что при Екатерине II существовал более простой вариант ламп, без каменного экрана, просто с рисунком. И позже, варианты с литофанией и без росписи тоже стали называть у нас "миракль".
Лампа-миракль на две свечи.
Бронза, стекло, литье, чеканка, золочение
Париж, 1830-40-е гг. Из коллекции графов Строгановых.
Еще одна лампа миркаль с выставки, но уже просто в виде экрана - ширмы.
Теперь покажу то, что нашла в сети
Лампа-миракль в готическом стиле. А. Герен. Бронза, шелковая ткань. Конец 1820 – начало 1830-х г (Источник)
С этим предметом мне интересно, был ли тут рисунок или просто сделана завеса из ткани изначально.
Архангельский музей
А вот варианты литофании без росписи
LITHOPHANE DEPICTING DRESDEN FROM BRUHL’S TERRACE BY THE MEISSEN PORCELAIN MANUFACTORY SET ON A NEO-ROCOCO GILT AND PATINATED BRONZE CANDLESTAND German. Second Quarter Of The Nineteenth Century.
Russian gilded bronze candlestick with a lithophane screen depicting an extremely detailed portrait of Tsar Nicholas I
Позже метод литофании стал использоваться для обычных абажуров, для экранчиков в грелках для чая и даже в посуде.
Интересный материал о таких лампах на английском тут тут и тут (это части одной статьи с большим количеством иллюстраций)
#тосамоелето
|
</> |