чтобы гусыня могла утопиться: "Барабаны в ночи" Б.Брехта в Театре им. Пушкина,

топ 100 блогов _arlekin_08.04.2023
"Конец свиньи - начало колбасы"... Пересматривая впервые с предпремьерного прогона -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3464580.html

- стало быть, шесть с половиной лет спустя, бутусовские "Барабаны...", вспомнил, что ровно в тот же день увидел первый раз (один прогон был утренний, другой вечерний) и "Царя Эдипа" Туминаса -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3464020.html

- то есть за день тогда на меня дважды "накатывало" буквально - у Бутусова глухая кирпичная стена, у Туминаса "роковая" ржавая металлическая труба "судьбы"... С тех пор еще много чего накатило, и спектакль Бутусова по Брехту волей-неволей сегодня воспринимается более "публицистическим", чем он казался (и вероятно, задумывался) в свое время. Потому вопросов уже не возникает, с чего бы Юрию Бутусову наряду с Шекспиром и Чеховым всегда был настолько близок Брехт: театр Бутусова - не "идейный", вообще не "рациональный", тут стихия, эмоция на разрыв, выворачивание кишок и кровь фонтаном, какое уж тут "эпическое" очуждение (впрочем, для раннего Брехта еще не столь характерное)... Бутусов каждый раз (начиная по меньшей мере с "Человек=человек" по "Что тот солдат, что этот" в Александринке) переплавляет сатиру и циничный сарказм Брехта в трагедию шекспировского масштаба, и задним числом в Андреасе Краглере, каким его играет Тимофей Трибунцев, обнаруживается все тот же раздвоенный, расколотый на противоположности, противопоставленные сущности Пер Гюнт (человек=тролль). Диалектика протеста и смирения (можно было бы сказать "конформизма", а то "смирение" как будто понятие, недостаточно негативно окрашенное, но по Брехту это ведь одно и то же) через сюжет "Барабанов в ночи" проявляется, конечно, совсем иначе, нежели в "Пер Гюнте" или в "Короле Лире", но в театральном мире Бутусова сюжет так мало значим, что социальная или психологическая его составляющая почти без остатка растворена в вихревом потоке космических сил, бросающих всех этих марионеток-клоунов-андрогинов из стороны в сторону, превращая то в пьяных обезьян, то в на первый взгляд благонамеренных цивилизованных господ... Наверное, с момента, когда Юрий Бутусов дебютировал в Москве постановкой "Макбетта" по Ионеско на сцене "Сатирикона" и стал тем Бутусовым, которого теперь знают даже распоследние театроведы (в период "Годо" и "Калигулы", спектаклей не менее выдающихся по-своему, он был все-таки другим, а театроведы еще не знали горя...), именно "Барабаны в ночи" - его самый "наэлектризованное" сочинение, такой силы напряжения, такой концентрации боли, ну кроме разве что "Чайки", не ощутишь больше нигде (по-моему, даже в питерском "Макбет. Кино", уже по Шекспиру поставленном). Тимофей Трибунцев совершает на глазах ну только что не буквально самосожжение (в том же костре горят вместе с ним и Александра Урсуляк с Верой Воронковой, и Сергей Кудряшов с бессловесным Александром Дмитриевым, и фантастическая Анастасия Лебедева) - потому, скажем, его адресованный болтливым пьяным обезьянам в первом ряду выкрик "заткнитесь там! заманали!! не телевизор же!!!" из действия не выпадает, а наоборот, естественным порядком, силой художественной логики (а не просто некой организационной необходимости и неконтролируемого актерского порыва) вытекает из него, в финале еще и закольцовываясь концептуально (герой Трибунцева усаживается перед телевизором сам!): такого рода и уровня театр, несомненно, возможен и обретает смысл исключительно в живом контакте с полным и адекватным залом (ну с наполнением проблем нет, мало того, мне даже пришлось беспокоить ЮН лично, чтоб попасть на спектакль; с адекватностью несколько сложнее, хотя говорят, раз на раз не приходится) - что, допустим, в моей сугубо частной ситуации не безусловный плюс (я спектакли предпочитаю смотреть на экране в записи из-под одеяла, на худой конец из пустого партера без публики), но такова специфика бутусовского театра и в "Барабанах..." она проявляется в высшей степени: тут незачем спрашивать, на кого надвигается стена (Берлинская, тюремная, расстрельная... да хоть Великая Китайская!) - она надвигается на тебя. Другое дело, что в актуальном контексте универсальная бутусовская метафизика (да и туминасовская, и любой подлинный, ненадуманный и ненаигранный прорыв за границу обыденности, той самой, в чей кокон, устроившись возле телевизора с женой-собачкой и полив из чайничка цветочки в горшочках, возвращается герой "Барабанов в ночи" к финалу...) автоматически конкретизируется, в том числе и - среди прочих так любимых Бутусовым "вставок", наряду с Пастернаком и др., ключевая, сегодня в спектакле звучащая таковой - написанная в 1918-м, годом раньше пьесы, брехтовская же "Легенда о мертвом солдате" (в переводе Семена Кирсанова):

1
Четыре года длился бой,
А мир не наступал.
Солдат махнул на все рукой
И смертью героя пал.
2
Однако шла война еще.
Был кайзер огорчен:
Солдат расстроил весь расчет,
Не вовремя умер он.
3
На кладбище стелилась мгла,
Он спал в тиши ночей.
Но как-то раз к нему пришла
Комиссия врачей.
4
Вошла в могилу сталь лопат,
Прервала смертный сон.
И обнаружен был солдат
И, мертвый, извлечен.
5
Врач осмотрел, простукал труп
И вывод сделал свой:
Хотя солдат на речи скуп,
Но в общем годен в строй.
6
И взяли солдата с собой они.
Ночь была голубой.
И если б не каски, были б видны
Звезды над головой.
7
В прогнившую глотку влили шнапс,
Качается голова.
Ведут его сестры по сторонам,
И впереди - вдова.
8
А так как солдат изрядно вонял -
Шел впереди поп,
Который кадилом вокруг махал,
Солдат не вонял чтоб.
9
Трубы играют чиндра-ра-ра,
Реет имперский флаг...
И выправку снова солдат обрел,
И бравый гусиный шаг.
10
Два санитара шагали за ним.
Зорко следили они:
Как бы мертвец не рассыпался в прах -
Боже сохрани!
11
Они черно-бело-красный стяг
Несли, чтоб сквозь дым и пыль
Никто из людей не мог рассмотреть
За флагами эту гниль.
12
Некто во фраке шел впереди,
Выпятив белый крахмал,
Как истый немецкий господин,
Дело свое он знал.
13
Оркестра военного треск и гром,
Литавры и флейты трель...
И ветер солдата несет вперед,
Как снежный пух метель.
14
И следом кролики свистят,
Собак и кошек хор -
Они французами быть не хотят.
Еще бы! Какой позор!
15
И женщины в селах встречали его
У каждого двора.
Деревья кланялись, месяц сиял,
И все орало "Ура!"
16
Трубы рычат, и литавры гремят,
И кот, и поп, и флаг,
И посредине мертвый солдат
Как пьяный орангутанг.
17
Когда деревнями солдат проходил,
Никто его видеть не мог -
Так много было вокруг него
Чиндра-ра-ра и хох!
18
Шумливой толпою прикрыт его путь.
Кругом загорожен солдат.
Вы сверху могли бы на солдата взглянуть,
Но сверху лишь звезды глядят.
19
Но звезды не вечно над головой.
Окрашено небо зарей -
И снова солдат, как учили его,
Умер как герой.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В этом году было много достижений, в том числе фотоэкспедиция на Вилюйское плато в Якутии, где мы открыли, пожалуй, один из самых нетривиальных ландшафтов за всю историю. Написал отчёт по этой экспедиции, но разместил его на сайте . Кому интересно, смотрите там, а кому не интересно и ...
Посол рассказал о вывозе пассажиров из Израиля из аэропорта Махачкалы На борту самолета, прибывшего в Дагестан из Тель-Авива, когда в аэропорту Махачкалы начались беспорядки, были как люди с двойным гражданством, так и только с израильским или российским, сообщил в интервью RTVI посол ...
мне кажется, что сделать из почты gmail кухонный комбайн было не лучшей ...
Бежала сегодня. Из бани) Ну просто муж тапки утащил, а по снегу с непривычки, знаете ли, медленно не шлось) Это опять о моем отношении к бегу! А снег прекрасный - мякий, чистый, пушистый... В него бы целиком упасть, после парилки - самое то! - но что-то вот пока что боязно) ...
- помог девушке в подземном переходе - спустил затем поднял по лестнице чемодан. всегда помогаю дамам с сумками и тележками, даже будучи под тяжелым рюкзаком. полоучил искренее "ыудачного дня" - гуля по невскому увидел девушку с табличкой "free hugs", ...