рейтинг блогов

Что такое пошлость, или Замысловатые фигуры на льду достоинства. Часть

топ 100 блогов inesacipa17.08.2019 Что такое пошлость, или Замысловатые фигуры на льду достоинства. Часть
Неврозы являются карикатурами на великие социальные продукты искусства, религии и философии. Истерия представляет собой карикатуру на произведение искусства, невроз навязчивости — карикатуру на религию, паранойяльный бред — карикатурное искажение философской системы.
Зигмунд Фрейд


Давайте-ка вернемся к теме "романа о тяжелой утрате", столь популярного в наше странное время. Особенно странно понятие пресловутой тяжелой утраты, сформировавшееся в современной литературе. Возможно, дело в том, что нынешние "мастерапера" по совместительству еще и "снежинки" (в это поколение, если верить социологам, входят люди в возрасте от 20 до 35 лет). Не спорю, времена меняются, понятия — тоже. Не стоит сравнивать утраты людей благополучного времени (по крайней мере для них благополучного) и комбатантов, пострадавших в ходе военных действий. Мирным людям страшны совсем другие несчастья, и не стоит несчастьями мериться. Фразы вроде "В войну и не такое терпели!" надоели еще моему поколению пятидесятилетних. Давайте поговорим о потерях мирного времени.

Для начала послушаем высказывание на сей счет Галины Юзефович: "Жертва, сумевшая худо-бедно переварить и интегрировать свою травму, кажется нам интереснее человека, с которым ничего дурного не происходило. Фитоняшка, похудевшая на пятьдесят килограммов, ценнее красотки, худой с рождения". На первый взгляд оно кажется вполне справедливым (невзирая на альтернативную грамотность выражений нынешнего критика; эта братия любит "вербальные неожиданности" типа "переварить и интегрировать травму"). Читать о человеке, у которого отродясь никаких конфликтов с миром и с собой не случалось, по крайней мере скучно. Конфликт есть законная компонента художественного произведения и повод для читательского размышления.

С одной стороны, советы "крестьянского образца" навроде "Корову бы ей, а лучше две" чрезвычайно полезны: тяжелым, изматывающим трудом можно приглушить даже психоз, не говоря уж о менее тяжелых расстройствах психики. Но каждую Анну Каренину коровам хвосты крутить не отправишь. Во-первых, коров на всех не хватит, во-вторых, самый простой путь разрешения проблемы — не путь в искусстве, это общеизвестно и неизбежно. Так что "выпороть, запереть, занять делом" отнюдь не способ создания сюжета в духе Томаса Мэлори, Вильяма Шекспира и Льва Толстого. Так что не будем обсуждать степень тяжести психотравмы (хотя порою очень хочется), а обсудим способ ее раскрытия в художественном произведении.

С другой стороны, чтобы похудание фитоняшки (хотя какая она, к лешему, фитоняшка с лишним весом в полцентнера?) стало завязкой произведения, нужно найти в клинической истории что-то еще, а не только сам факт похудания. Факт как таковой не годится даже для телепередачи из цикла "Как страшно жить с лишним весом". И средней унылости телерепортаж о процессе сжигания жира требует создания образа и сюжета. Скорее всего толстуха, "переварившая бывшую себя и интегрировавшая в фитоняшку", примется вспоминать ту самую Великую Психотравму, с которой начался ее путь к ожирению. Травля в школе, любовные неудачи, нервные срывы, приступы булимии, ненависть к себе и прочая, и прочая.

Но только от автора зависит, найдет ли он в этом что-нибудь интересующее публику. И даже не УЖЕ интересующее, а имеющее шанс ее заинтересовать. Для чего стоило бы взглянуть на ситуацию как-то по своему, а не просто ныть и колоть истерики. "Закати скандал, но не хнычь", — советовала в таких случаях Магдалена Самозванец. Польским афористам женскаго полу можно верить в данном вопросе, они записные, отборные стервы.

Надо признать, что инфантильное нытье становится повальным занятием современных литераторов. О прозаиках я уже писала, теперь скажу немного о поэтах. Принесли мне как-то интервью свежей кавалерши литпремии "Лицей" Васякиной... Знаете, это исповедь маленького человека наших дней. Очень маленького. Инфантила.

"Училась я очень плохо, мне было неинтересно. В то время в семье была очень сложная ситуация, я уходила из дома, пила пиво в подъезде, слушала сначала рэп, потом начала слушать «Гражданскую оборону», на самом деле я и сейчас ее слушаю по утрам, в общем, таких подростков называют трудными". — Видимо, во времена моей молодости трудными подростками были все, кроме совсем уж замученных гиперопекой паинек. Я считалась (и даже выглядела) хорошей девочкой из состоятельной семьи, но вот это всё мне отлично знакомо. Но я не думаю, что питье пива и любовь к музыке, отличной от классической, равно как и плохая учеба есть признаки бунтаря и маргинала.

"Я писала свои стихи о любви, смерти. Они были очень плохие, я совершенно не представляла себе, что такое современная поэзия... В школе я писала рифмованные, а в 19 лет это были уже не рифмованные, но больше похожие на то, что делают сейчас эстрадные поэты, участвующие в слэмах, и сетевые поэты". — И почему мне кажется, что ни черта в творчестве Васякиной не изменилось? Стихи ее по-прежнему плохи, а слэм... Что это вообще такое? Я всегда полагала, что слэм не более чем толпа на концертах, где зрители бурно контактируют друг с другом боками, плечами и задницами. Оно имеет какое-то отношение к поэзии, м?

"И потом случился скандал с одним феминистским фестивалем, в ходе этого скандала, хедлайнер фестиваля, обрати внимание, мужчина, начал травить меня в своем Фейсбуке и писать, что я плохая феминистка и плохая поэтесса. И текст разлетелся по Интернету, и на волне мощной феминистской поддержки я решила его печатать". — Девушка преотлично, на все сто использовала срач в тырнете. Хотя что такое "плохая феминистка", не знаю, зато знаю, что такое хороший пиарщик. К поэзии данная профессия имеет отношения не больше, чем слэм. Как, впрочем, и сама Васякина.

"До двадцати пяти лет я встречалась с мужчинами, но теперь я считаю себя лесбиянкой. Мужская линия у меня совершенно не прописана — как в жизни, так и в текстах. Сколько бы у меня ни было мужчин, я не помню о них ничего. Я готова вспомнить кто, зачем, как и что, но сказать, что я этих людей любила или хотя бы знала, я не могу". — Главное — быть "хорошей феминисткой". А это предполагает мизоандрию и лесбийскую ориентацию. Отчего-то подобные откровения всегда одинаковы и не кажутся искренними. Деловой такой подход к ориентации.

"Мы сидели в общежитии Литинститута в комнате поэта Никиты Сунгатова с Дашей Серенко, Галей Рымбу и Степой Кузнецовым и обсуждали фестиваль поэзии, который вместе готовили. В общежитии были кровати с панцирными сетками, я сидела на одной из них и качалась. Я качалась-качалась и тут остановилась и все про себя поняла. Все обратили внимание на то, что я перестала смеяться и задумалась, закричали: «Васякина, ты где?» А я поняла, что я все это время любила Полину!" — Не обессудьте, но рассказы такого типа у представителей разумных рас имеют место быть по пьяной лавочке. Видимо, О. Васякина решила покорить мир своей исповедальностью. Поэтому мы вынуждены слушать про какую-то Полину, до любви к которой Васякина докачалась, про изнасиловавшего ее Артема и про то, как некая Л. Агамалова, такая же деловитая бездарность, тоже состояла с Васякиной в половой связи. Спасибо, было очень интересно.

Готовый рецепт, как выразился френд, "воспетой критиками и критичками "правдой жизни" из премированного произведения" составлен из подобных компонентов, как то: "старые газеты, феминистические методички и самые простые, доступные васякинскому уму слезливые книжонки — и знакомые словосочетания выписываются в столбик; так и рождается премиальная поэзия, долженствующая вывести лапотную Россию на свет цивилизации". Ну да, нас кормят этим несуразным варевом несколько десятилетий кряду. И верят, что мы его все еще едим — вернее, хаваем. Иначе зачем критикам и критичкам так стараться навязать нам очередных васякиных с их "трудным детством"? Ну и что, что детство у страдальца/страдалицы было самое обычное, а своеобычная истерика по поводу подростковых проблем — не повод, чтобы описывать собачек с дерматитом и по факту сего воображать себя поэтом.

В рамках темы вспоминается мне некая особа, жаловавшаяся в моем журнале на то, как в юности (жалобщице было лет двадцать, так что юностью, видимо, именовался пубертат) мама не пускала ее гулять по ночной Алма-Ате в мини-юбке и при макияже, всю из себя красивую. Дева, разумеется, писала стихи. Не столь отвратные, сколь пущенные Васякиной "ветры ярости", но тоже весьма обиженные. О сколько их упало в эту бездну, разверстую вдали... От писателечитателей (или читателеписателей, читающим чужую писанину, дабы сравнить ее с собственной) приходится ожидать примерно такого же уровня знания жизни. Владимир Лорченков резонно спрашивает: "Как может повествовать о настоящем что-то ненастоящее?" В современной литературе жертвы премии растления малолетних ("Лицей", "Дебют", "Сопляк" и проч.), выступающие с рассказами о подонках, осуществивших над ними развратные действия сексуального характера, или о семейной бытовухе — едва ли не самые опытные. Монстры миропознания.

Литературное произведение и не требует от героя сверхопыта и суперобстоятельств. Он может жить как все, но тогда он должен думать не как все — или хотя бы его создатель должен думать не как все. Однако современная литература не только выдающейся судьбы, но и тонкости в осмыслении судьбы обычной не требует. Вместо образного ряда и сюжетных ходов нам, читателям, предлагается некое абстрактное страдание абстрактной Духовно Богатой Девы (любого пола). Притом, что офисная "снежинка", готовая страдать по пустякам, ах, простите, "рефлексировать" при виде нахмуренных бровок окружающих — так вот, эта страдалица охотно потребляет "в культурном плане" чернуху с садо-мазо. Эти фишечки — кровькишкираспидорасило, жесть и трэш — вызывают у благополучных существ приятные ощущения вроде гастроколического рефлекса. А критики любят порассуждать о значительности Великой Психотравмы Детства у задротохипстеров. Словом, права была Марыськина: если чем и выделиться, то истерикой.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
И так, мы ждали погоды в труднодоступном селе Койда. Наша задача- переправиться самим и всё оборудование для автономной экспедиции от мыса Олений Нос на мыс Стрельничный. В какой-то момент мне малодушно захотелось зарыться в гору вещей, накрыться тентом и придумать машину времени. ...
Итак, решение было принято, глава Мосада Давид Барнеа возглавит делегацию израильских переговорщиков в Дохе и уже сегодня проведет консультации с премьер-министром Катара. Источники в службах безопасности настроены оптимистично, и считают, что можно добиться прогресса в течении двух-трех ...
Доброго всем дня! Поделитесь, пожалуйста, хорошими, интересными квестами для детей 11-12 лет. Тематика не так сильна важна, главное чтоб было интересно и безопасно. Я читала только про клаустрофобию, но отзывы очень неоднозначные. И чем то они пугают меня) Планируем ДР, будет 3 девочки ...
Я не знаю, как обстоят дела с изменением кармы в те минуты, когда я один закрылся в туалете или сплю, но в остальное время, когда я на людях, я уверен - карма меняется. Лет пятнадцать назад прочитал фразу в модном журнале для успешных людей*: каждый раз, проходя мимо подчинённого, вы ...
Главу администрации Миасса Челябинской области Виктора Ардабьевского задержали по подозрению в причастности к организации 2 убийств, совершенных по его заказу группировкой так называемых «турбазовских». ...