Что такое кризис пост-юности и почему российская молодёжь страдает больше
astori_18 — 15.12.2018Кризис пост-юности — сравнительно новое явление в нашей стране.
В советское время его не было в силу линейности и, по большому счёту, безальтернативности бытия основной массы населения. Лихие девяностые прошли под знаменем борьбы за выживание. Тогда было не до экзистенциальных кризисов. А вот с наступлением стабильности и относительно сытой жизни на сцену вышли психологические проблемы, от которых раньше страдала в основном западная молодёжь.
«Кризис пост-юности это духовный и интеллектуальный крах, наступающий после двадцати лет, часто вызванный неспособностью функционировать вне школы, вне четко заданных, упорядоченных отношений, вкупе с осознанием своего одиночества в мире,» — так метко определяет это явление популярный канадский писатель Дуглас Коупленд.
Психологи предпочитают термин «кризис четверти жизни». Он начинает проявляться примерно в 23 года, когда подросший и ещё полный радужных иллюзий выпускник вуза сталкивается с «реальным миром». Один из столпов западной психологии Эрик Хомбургер Эриксон видел в основе этого кризиса неспособность молодых людей и девушек построить близкие и доверительные отношения с окружающими. Но оказалось, что проблема гораздо шире.
Характерные симптомы кризиса четверти жизни — это чувство потерянности и страха перед выбором, непонимание, какие действия предпринять для перехода во взрослую жизнь. Главную роль тут играют безработица или низкоквалифицированная работа, а также выбор карьерного пути.
Вот типичный пример того, в каком случае начинается кризис пост-юности. Молодой человек или девушка учатся в вузе, но на каком-то этапе приходит осознание, что выбранная специальность не подходит. Причины разные: неудовлетворённость потенциальной зарплатой, смена интересов, проблемы в учёбе. У большинства озарение случается на старших курсах, когда бросать или переводиться уже поздно.
Параллельно учёбе, студенты подрабатывают на низкоквалифицированной работе, не имеющей отношения к их будущей специальности. По выпуску из вуза большинство обнаруживает, что их академические знания малопригодны на рынке труда. Практического опыта нет, понимания, чем бы хотелось заняться в жизни, тоже нет, а приобретённые социальные навыки поверхностны и непрочны. Кроме того, уже вовсю давит груз социальных стереотипов, когда стыдно просить помощи у родителей и нужно показать себя взрослым и самостоятельным. Культ успеха и богатства, педалируемый в потребительском обществе, подхлёстывает чувство вины и несостоятельности.
На первых порах низкоквалифицированный труд (официантом, таксистом, оператором) продолжает восприниматься как подработка, но постепенно становится основным видом заработка. И в этот момент молодой человек остро осознаёт, что не к этому стремился, что родители и учителя обещали ему совсем другую жизнь. Кризис пост-юности расцветает буйным цветом.
По мнению многих психологов, российская молодёжь страдает от этого явления чаще и острее, чем западная. Здесь дело не только в индивидуальной психологии и личностных качествах. Большую роль играют система образования, состояние рынка труда и общественные ожидания. Пожалуй, самый большой вклад в подготовку кризиса пост-юности вносит система образования.
В западных школах и вузах давно практикуется «проектный» подход в обучении. В этом случае ученик или команда решает поставленную задачу, разбивая её на компоненты и самостоятельно определяя методы и способы работы. Например, необходимо сделать сайт для приюта бездомных животных. Команда студентов решает, делать сайт самим по инструкции из интернета или обратиться к специалисту. Если обращаться к эксперту, то как его убедить? Загрузить на сайт стоковые фото или самим бегать по приютам и проводить съёмку? Когда работа ведётся по такому принципу, студент учится планированию, командной работе, учится брать на себя ответственность. Он уже понимает, как эти навыки пригодятся в будущем трудоустройстве.
Российская система образования до сих пор базируется на поступательной, линейной загрузке информации в учащегося. Объём и сложность возрастают, принцип же не меняется с начальной школы. Говоря простым языком, вплоть до последнего курса студенту указывают, что делать, а после выпуска вдруг перестают. Лишённый привилегий юности, человек ещё не обладает правами зрелости. Перед ним стоят сложные задачи, для решения которых у него нет инструментов.
Затем он встречается лицом к лицу с рынком труда. Не секрет, что по специальности у нас работает ужасающе малое число выпускников. Отчасти потому, что в вузах дают устаревшие или практически не применимые знания, отчасти потому, что несколько лет подряд экономика находится в стагнации. Рынок труда сузился и обмельчал. Выпускнику приходится «крутиться», чтобы заработать на жизнь. Карьерная и творческая самореализация раз за разом откладывается по чисто бытовым причинам.
При этом на молодого человека давит культурная инерция старшего поколения, которое по-прежнему воспринимает жизнь линейно, требует постоянной и «приличной» работы, раннего вступления в брак и т.д. Когда пришло время брать судьбу в свои руки, молодёжь, рождённая и выросшая в эпоху стабильности и больших надежд, оказалась растерянной и неудовлетворённой.
— Преодоление кризиса пост-юности — процесс сложный, передоверить третьим лицам его не удастся, хотя соблазн очень велик,- считает семейный психолог Ульяна Ильина. — По сути человек должен сам проделать работу по собственной социализации, которую не сумели выполнить традиционные институты образования и семья. Первым практическим шагом можно назвать профориентацию и выбор направления, в котором интересно развиваться и работать. Стоит учитывать не только интерес, но и перспективы карьерного и профессионального роста в отрасли. Возможно, это будет специализация на базе уже имеющегося образования. После определения направления можно приступать к обучению, исключительно практикоориентированому, чтобы с самого начала зарабатывать, пусть мало, зато в нужной сфере. Расчёт карьерной траектории даст чувство определённости, систематическая работа позволит завести новые социальные связи, взамен распавшегося студенческого братства. Результатом будет крепнущее чувство самостоятельности и растущая вера в свои силы.
Игорь Докучаев