Что такое есть в собаках, из-за чего мы порой ценим их больше людей?
kinolog — 21.02.2024Недавно я наткнулся на пост человека, который, проходя мимо зоомагазина, увидел, как волонтеры умоляли о пожертвованиях на спасение домашних животных. Они рассказывали о том, сколько собак и кошек ежегодно подвергается эвтаназии, и переживания этих ребят, не получающих от своего занятия никакой материальной выгоды, показались автору очень искренними. Все это заставило его задуматься над очень непростым вопросом: почему они настолько сильно беспокоятся о судьбе животных, когда в мире, к примеру, много больных детей?
Тема «гуманизации» домашних животных традиционно считается очень болезненной. Размышляя над вопросом отношения общества к четвероногим соседям по планете, профессор психологии и писатель Хэл Херцог в своей статье для журнала «Wired» пишет: «Редакторы газет не раз говорили мне, что истории о жестоком обращении с животными чаще всего вызывают гораздо больше эмоциональных откликов у читателей, чем статьи о насилии, направленном против людей». Неужели мы на самом деле стали равнодушны к окружающим и сильнее переживаем о судьбе домашних животных? Ответ на этот вопрос не так однозначен, как может показаться.
История двух перестрелок
Известно немало случаев, которые на первый взгляд можно рассматривать как примеры более теплого отношения к собакам. Один из самых ярких — история о двух перестрелках, которые произошли несколько лет назад в штате Айдахо с разницей в полдня и на расстоянии в полсотни миль друг от друга.
Жертвой одной из них стала Жанетта Райли, беременная мать двоих детей, которую застрелила полиция возле больницы, где она угрожала прохожим, размахивая ножом. Несмотря на объективный трагизм произошедшего, рассказ об этом событии не произвел особого впечатления на потребителей новостей.
Менее чем через 14 часов в полицию другого города того же штата сообщили о собаке, истошно лающей в запертом фургоне. Офицер, поехавший на вызов, впоследствии утверждал, что собака, которую он ошибочно принял за питбуля, бросилась на него, когда он приблизился к автомобилю, и поэтому он нажал на спусковой крючок. На самом деле Арфи (так звали собаку) был безобидным лабрадором, и его убийство стало событием национального масштаба. Публика была в ярости. Люди выходили на митинги, в соцсетях создавались паблики под девизом «Справедливость для Арфи», и в конце концов стрельба была признана необоснованной. Департамент полиции принес официальные извинения.
Вас тоже тронула история с Арфи? Меня — очень. На первый взгляд рассказ об двух этих происшествиях убедительно доказывает, что в некоторых обстоятельствах мы действительно переживаем за животных больше, чем за людей. Однако, по мнению Херцога, различия в общественном возмущении по поводу смерти Жанетты Райли и Арфи иллюстрируют ещё один важный момент: наше отношение к другим животным отличается крайней непоследовательностью и невероятной избирательностью.
«Мы делим землю примерно с 40000 видов позвоночных, но большинство из нас теряют голову из-за неподобающего обращения лишь с горсткой из них. Вы их знаете — детеныши тюленей с большими глазами, цирковые слоны, шимпанзе, косатки, запертые в «тюрьме» и так далее. И хотя мы очень любим наших домашних животных, мало кто думает о двух десятках лошадей, которые каждую неделю умирают на ипподромах в одних только Соединенных Штатах, не говоря уже об ужасном обращении с миллиардами цыплят-бройлеров, которых люди потребляют ежегодно». С этим нельзя не согласиться.
Эксперимент с моральной дилеммой
Я не берусь рассуждать о причинах такой разницы в отношении к разным животным. Мне гораздо интереснее, каким образом собаки смогли пробить стену, воздвигнутую людьми между собой и остальным животным миром, который, по мнению очень многих людей, существует лишь для того, чтобы обеспечивать потребности нашего вида. Сейчас уже никто не спорит, что мы все на самом деле любим своих собак. Но в какой степени?
Несколько месяцев назад я опубликовал статью, которая, к сожалению, не вызвала у читателей особого интереса, где рассказал об интересном эксперименте, посвящённом так называемой «моральной дилемме». В одном из вариантов эксперимента исследователи поставили участников перед сложным выбором, спросив, что бы они сделали, если бы им пришлось решать, кого спасать в ситуации, когда гибель одного из них под колёсами транспорта неизбежна, собаку или человека?
Ответы варьировались в зависимости от отношений, которые связывали респондента с собакой и человеком. В одних сценариях собака принадлежала участнику, в других — нет, а человек представлялся иностранным туристом, просто незнакомцем, дальним родственником, лучшим другом, бабушкой или дедушкой, братом или сестрой. Оказалось, что домашнее животное имеет гораздо больше шансов быть спасенным, чем иностранный турист, но меньше по сравнению с кем-то из близких. Спасать свою собаку люди стремились чаще, чем чужую, причём женщины отдавали приоритет спасению животных гораздо чаще мужчин.
Может быть, дело в уязвимости?
Если предположить,что главную роль играет понимание уязвимости некоторых животных, решили социологи из Северо-Восточного университета, то люди должны испытывать больше сочувствия к младенцам и щенкам. Они попросили студентов колледжа прочитать выдуманные новостные сюжеты, рассказывающих о том, что некто был избит бейсбольной битой «неизвестным нападавшим» и оставлен без сознания со сломанной ногой и другими травмами.
Всем студентам сообщали одну и ту же новость, но одним говорили, что жертвой нападения был годовалый ребенок, другим — что нападение совершили на тридцатилетнего взрослого, у третьих в сообщении фигурировал щенок, а четвёртым рассказывали о пострадавшей шестилетней собаке. После того, как участники эксперимента узнавали о случившемся, исследователи просили их рассказать о чувствах, которые они испытывали по отношению к жертве нападения.
Наибольшее сочувствие вызывал пострадавший ребёнок, чуть меньшее — щенок, затем шли взрослая собака и взрослый человек. Это подтвердило догадку исследователей: самые сильные переживания связаны с теми жертвами, чья уязвимость в первую очередь определяется возрастом, а не принадлежностью к определенному биологическому виду.
Но соавтор исследования, профессор социологии и криминологии Джек Левин не спешит ставить точку: «Результаты эксперимента указывают на гораздо более сложную ситуацию в отношении возраста и видов жертв, чем принято считать. Да, возраст, безусловно, играет очень важную роль. Но тот факт, что взрослые люди получают меньше сочувствия, чем дети, щенки и взрослые собаки, говорит о том, что взрослые собаки считаются такими же зависимыми и уязвимыми, как и их младшие собратья и дети».
Как бы то ни было…
Причины, по которым люди так близко принимают собачьи беды, вызывают в ученом сообществе ожесточённые споры. Собаки — не просто домашние животные. Это члены семьи, существа, которым многие люди вопреки всему приписывают человеческие черты. Дело не в том, что страдания животных беспокоят нас больше, чем человеческие: просто некоторых собак мы любим гораздо больше, чем некоторых людей. И не говорите, что те или другие этого не заслужили.
Говорят, любовь к собакам у нас в генах. Как знать? Даже если это не так, за одну лишь безусловную преданность, которой собаки отвечают на наши чувства, можно отдать многое. Собаке все равно, что вы весь день ходите в пижаме и не моете за собой чашки. Собака не обсуждает с приятелями вашу зарплату и не жалуется соседским псам на то, что получила слишком дешёвый ошейник. И в итоге, когда дело доходит до нашего к ним отношения, вряд ли найдется на Земле хоть кто-нибудь, ценящий собак больше, чем мы, люди. Интересно, почему?
Почаще общайтесь со своими собаками. А с проблемами мы обязательно разберемся.
***
Интересно? Подпишитесь, дальше будет еще интереснее. Меня зовут Александр Смирнов, я дипломированный клинический психолог. Последние двадцать лет практикую как кинолог: это занятие оказалось гораздо увлекательнее. Вопросы и заявки на консультации отправляйте в Вотсапп +7 (921) 921-09-11. Хотите пообщаться прямо сейчас — звоните, я всегда на связи.
|
</> |