Что так раздражало публику в картине Эдуарда Мане «Завтрак на траве»?
artalebrio — 09.12.2023Одна из самых впечатляющих картин замечательного французского художника Эдуарда Мане — «Завтрак на траве» которую он написал в 1863 году. Вот только эта картина принесла художнику больше проблем, чем пользы и вызвала немалый скандал.
А ведь Мане совсем не хотел прослыть скандальным художником, более того, он всегда мечтал выставляться на главной французской выставке картин — Парижском салоне. Вот только там ценили и принимали на экспозицию картины совсем другие — написанные в стиле академизма, и изображающие античных героев, богинь, нимф, а также различные интерпретации религиозных и исторических сюжетов.
Но Мане писать подобные картины было неинтересно, ему хотелось показать реальную жизнь своих современников, какую он видел сам. И вот тут возникает явное противоречие — Мане не хотел писать «как положено», а члены Парижского салона не хотели иметь дело с картинами Мане. Потому ему пришлось её представить на выставке «Отверженных», организованной Наполеоном III. Но даже там, где были представлены куда менее официозные и академические картины, работа Мане вызвала немалое негодование и её признали самой неудачной картиной выставки. Но ведь по современным меркам в той картине нет ничего излишне провокационного — обычный отдых двух состоятельных господ, желающих весело провести время с дамами лёгкого поведения. В Париже их было множество, самого разного статуса и достатка — от профессиональных кокоток, дам полусвета, как на картине Крамского «Неизвестная», с которыми завязать мимолётную интрижку позволяли даже представители высшего общества, до обычных рядовых дешёвых проституток, обслуживающих моряков и загулявших рабочих.
Ну да, дамы на картине Мане в своей обычной «рабочей» одежде, но кого даже в то время можно было удивить обнажённой натурой — классики написали множество картин в стиле ню и они не вызывали никакого возмущения у добропорядочной публики.
Постараемся в данной статье ответить, что в этой картине вызвало такой гнев у публики и почему она стала столь скандальной, а заодно и разберём её поподробнее и выяснив в чём новаторство Эдуарда Мане.
На этой картине Мане взял композицию с гравюры, нарисованной с утраченного полотна Рафаэля Санти. Правда, вместо богов показал своих современников и тем самым нарушил главное правило академизма — обнажёнными могли быть только боги и богини, в крайнем случае нимфы и наяды, но уж никак не обычные люди.
Ведь тела людей часто несовершенны, зачем же их выставлять напоказ в произведениях искусства, где балом должна править красота, а не правда жизни. Это в настоящее время появились художники рисующие в стиле натурализма как знаменитый Люсьен Фрейд, где с беспощадной честностью показал все особенности лица и фигуры своих моделей. Но тогда требования к искусству и понятие о прекрасном были совершенно другие.
Кстати, девушка на переднем плане — это Викторина Мёран, постоянная натурщица, муза и любовница художника. Мужчины — родной брат художника Эжен Мане и его шурин, а женщина на дальнем плане — жена Эмиля Золя, с которым Мане связывали дружеские отношения. Потому она и одета хоть и достаточно провокационно — ночную рубашку, но всё же в минимальных рамках приличия.
А ненависть и возмущение во многом были из-за того, что Мане показал неприглядную правду-матку, обычных парижан, которые вот так иногда позволяют себе развлечься. Однако это всё считалось недопустимой темой для написания картины и уж тем более не стоит её выставлять на всеобщее обозрение. Люди не хотели подобного акцентирования на своих грехах и слабостях, а потому с удвоенной энергией критиковали эту картину, а некоторые даже плевали на неё.
А ещё многим не понравился чересчур уверенный и спокойный взгляд обнажённой спутницы мужчин. Так смотрит женщина смелая и эмансипированная, которой нет дела до общественных предрассудков. Хотя наряди её в богатое платье — а, скорее всего, оно у неё есть, и та дама вполне может себе позволить появляться в самом изысканном обществе. Наверняка она знает себе цену и совершенно не похожа на несчастную бедную девушку, которая вот таким способом пытается заработать денег на существование себе и зависимых от неё людей — маленьких детей или престарелых родителей.
Раньше обнажённые героини картин на публику обычно не смотрели — художники рисовали их для услады глаз, а не для того, чтобы показать какие-либо внутренние терзания, да и когда взор прекрасной дамы устремлён в сторону, картина не казалась такой вызывающей.
Были претензии и к композиции картины. Первоначально Мане подлил масла в огонь, назвав картину «Купальщица». Но купающаяся девушка, которая по идее должна стать главной героиней изображена на дальнем плане — то есть он нарушил один из основных принципов академизма — главный герой всегда должен быть изображён на переднем плане, да ещё как-нибудь выделен.
Впрочем, великий нидерландский художник Питер Брейгель Старший писал картины, где главного героя ещё нужно было найти среди второстепенных персонажей, которых могло быть очень много, так-то тут Мане не оригинален. Но вот сын Питера Брейгеля Старшего Питер Брейгель Младший переписал отцовскую картину «Путь на Голгофу» с учётом пожеланий тогдашних заказчиков, и Христос там — центральная фигура, потому увидеть его, можно лишь мельком взглянув на картину.
Но чтобы не раздражать приверженцев академизма, Мане изменил название картины на «Завтрак на траве». Было там и ещё вызывающее вопросы композиционное решение — купающаяся девушка опустила руку в воду и кажется, что сейчас схватит за большой палец мужчину на переднем плане.
Академист бы подобное не допустил, а Мане оставил как есть. Ведь в жизни не бывают идеальные картинные позы и композиции, иногда возникают неловкие и забавные моменты, потому Мане и написал именно так. Кстати, фигура девушки очень большая, что не совсем соответствует закону линейной перспективы, но ведь не случайно он сначала назвал картину «Купальщица» — это главный персонаж и он должен быть хорошо заметен. К тому же тогда в Европе стали модны картины японских мастеров, например, Хокусая, где никто не задумывался о какой-либо линейной перспективе и потому фигуры на разных планах могли быть примерно одинаковы.
Важно и цветовое решение картины, которое отличалось от традиционного. Было принято на переднем плане писать тёплые оттенки красок: красные, бежевые, охристые, а на заднем — холодные: серые и синие, чтобы показать перспективу. У Мане всё наоборот. Где купальщица на заднем плане — сплошные тёплые тона, а на переднем — холодные.
Мане изумительно поработал со светотенью — девушку на переднем плане свет освещает как в реальной жизни, когда нет каких-либо выраженных теней, характерных для картин академистов. Академисты часто грешили подобным художественным приёмом и иногда совершенно не задумывались о правильных светотенях.
Мане написал картину вопреки всем правилам академизма, дав начало новой живописи — не скованной условностями и узкими рамками, где художники могли получить огромный простор для самовыражения. Потому и значение этой картины сложно переоценить.
На сайте галереи artAlebrio.com каждый посетитель может приобрести картины, графику, фотографию созданные как профессиональными так и начинающими художниками. Большой выбор картин на любой вкус, цвет и кошелек.