Что почём: «Эссексы» vs «Йорктауны»

Ниже речь опять пойдёт о деньгах. Ещё во время обсуждения заметки «Кораблики vs танчики» возник вопрос, почему авианосцы типа «Эссекс» обошлись дяде Сэму в три раза дороже, чем авианосцы типа «Йорктаун», хотя их водоизмещение различалось всего на 37%. Тогда я честно сказал, что не знаю (потому как «Эссексы» – это сильно не «мой период» Тихоокеанской войны), и пообщал при случае разобраться. Руки всё не доходили, но вдруг на днях про это вспомнили в обсуждении у Ф.В. Лисицына...

Итак, мы имеем дело с двумя типами американских авианосцев. Первые из них остановили японский блицкриг в 1942 г. (ценой потери двух из трёх имевшихся), а вторые обеспечили затем победу в Тихоокеанской войне.
![]() |
![]() |
||
Корабль | «Хорнет» (CV-8) | «Эссекс» (CV-9) | Разница |
Изготовитель | Судостроительная компания Ньюпорт Ньюз (штат Вирджиния) | ||
Стапельный период | 30.03.39 г. – 14.12.40 г. (625 дн.) | 28.04.41 г. – 31.07.42 г. (459 дн.) | -166 дн. |
Достройка и испыт. | 14.12.40 г. – 20.10.41 г. (310 дн.) | 31.07.42 г. – 31.12.42 г. (153 дн.) | -157 дн. |
Всего постройка | 30.03.39 г. – 20.10.41 г. (935 дн.) | 28.04.41 г. – 31.12.42 г. (612 дн.) | -323 дн. |
Полная цена | $ 22 000 000 | $ 68 930 000 | +$46 930 000 |
Нашу задачу значительно упрощает то, что данные
корабли были построены на одной и той же верфи (которая, кстати, и
до сих пор благополучно делает авианосцы) и вошли в строй с
разницей всего в год. Поэтому мы можем исключить из
рассмотрения такие факторы, как различающиеся в зависимости от
возможностей конкретной верфи технологии строительства, а также
влияние внешних экономических факторов типа инфляции/дефляции.Что
бросается в глаза в первую очередь (кроме гигантской разницы в
цене, естественно), так это значительное сокращение сроков
постройки. И это притом, что и сам «Хорнет» строили гораздо быстрей
его предшественников: например, постройка предыдущего авианосца
того же типа, CV-6 «Энтерпрайз», заняла 1396 дня, то есть более чем
на год дольше. Насколько это сказалось на увеличении цены сказать
трудно, однако в разнице цен на однотипные «Энтерпрайз» и «Хорнет»
($2 млн.) вклад этого предыдущего сокращения сроков как-то не
заметен, а если и присутствует, то речь идёт о не особо больших
суммах.![]() Далее нам поможет то, что цена постройки корабля в США складывалась из так называемой «контрактной цены», которую платили частной или государственной верфи за закупленные ими металл и машины, а также за собственно постройку корпуса и монтаж оборудования. При этом броня, вооружение и специальное оборудование (системы управления огнём, радиооборудование, радары и т. д.) в эту цену не входили и оплачивались американской казной отдельно. Поэтому рассмотрим обе составляющие общей цены по отдельности и попробуем понять где и за счёт чего вылезли такие различия в итоговых суммах. |
|||
Данные по корпусам и машинам | |||
Корабль | «Хорнет» (CV-8) | «Эссекс» (CV-9) | Разница |
ВИ (сухое) | 19 038 т | 24 073 т | +5 035 т |
Вес корпуса | 14 451 т | 18 521 т | +4 070 т |
Вес машин | 2 770 т | 3 123 т | +353 т |
Котлы | 9 × Babcock & Wilcox (27,2 атм, 342°C) | 8 × Babcock & Wilcox (38,5 атм, 450°C) | + |
Турбины | 4 × 1 ступ. ТЗА Parsons Marine | 4 × 2 ступ. ТЗА Westinghouse | + |
Общая мощность | 120 000 лс | 150 000 лс | +30 000 лс |
Скорость макс. | 32,5 узла | 33,0 узла | +0,5 узла |
Контрактная цена | $ 19 000 000 | $ 43 669 000 | +$24 669 000 |
Как мы видим, различие в весе металлоконструкций корпуса не настолько велико, чтобы быть причиной серьёзного увеличения цены. Зато любопытно сравнить контрактную цену «Эссекса» с контрактной ценой строившегося одновременно и на той же самой верфи «Newport News Shipbuilding & Drydock» линкора BB-58 «Индиана», второго корабля типа «Саут Дакота». Линкор имел практически идентичную энергетическую установку (размещённую также по эшелонной схеме) из 8 котлов повышенного давления и температуры (те же 38,5 атм, 450°C) и четырёх новых уже двуступенчатых турбозубчатых агрегатов (ТЗА), развивавшую схожую мощность на валах – 130 000 лс. В итоге стоимость корпуса и машин линкора (без брони и башен его «сухое» водоизмещение было близким к новым авианосцам) составляла очень похожую на «Эссекс» сумму в $49 540 000.Всё это заставляет предположить, что разница в цене корпуса и машин «Хорнета» и «Эссекса» была в основном обусловлена именно более эффективной и дорогой ГЭУ последнего. На ту же мысль наталкивает контрактная цена лёгких крейсеров типа «Атланта». ГЭУ этих кораблей представляла собой ровно «половинку» ГЭУ «Эссекса» – 4 котла и две турбины точно тех же типов и общей мощностью 75 000 лс, а так как на этих крейсерах практически отсутствовало бронирование и ПТЗ, то процент «вклада» стоимости ГЭУ в контрактную цену намного выше. В результате стоимость корпуса и машин этих кораблей составляла $12 226 000, или $24 452 000 за пару. | |||
Данные по защите, вооружению и оборудованию | |||
Корабль | «Хорнет» (CV-8) | «Эссекс» (CV-9) | Разница |
Вес брони | 922 т | 997 т | +75 т |
Универ. орудия | 8 × 127-мм/38 | 12 × 127-мм/38 | +4 |
Зенитные автоматы | 16 × 28-мм/75 | 32 × 40-мм/56 | +16 |
Зенитные пулемёты | 24 × 12,7-мм/90 | 46 × 20-мм/70 | +22 |
СУАЗО | 2 × Mk 37 | 2 × Mk 37, 2 × Mk 4, 8 × Mk 51 | +10 |
Радары | SC | SC-2, SK, SG | +2 |
Итого | $3 000 000 | $25 261 000 | +$22 261 000 |
Бронирование, как мы видим, увеличилось незначительно, а вот по вооружению разница очень серьёзная. Количество 5" универсалок увеличилось, причём 8 из них были теперь смонтированы в двухорудийных башнях, гораздо более дорогих, чем открытые одиночные установки. Вместо четырёх 28-мм счетверённых зенитных автоматов «Эссексы» получили вдвое большее количество более эффективных (но и более дорогих) 40-мм «Бофорсов». Малокалиберное зенитное вооружение также было почти удвоено, причём с заменой .50 «Браунингов» на 20-мм «Эрликоны».
Также были серьёзно усилены системы управления зенитным артиллерийским огнём (СУАЗО). Все 8 «Бофорсов» получили по собственному ПУАЗО Mk 51, а в дополнение к паре Mk 37, управлявших огнём универсалок, добавились ещё два уже радарных Mk 4. Ну и собственно радары: если на «Хорнете» имелся единственный радар ПВО метрового диапазона типа SC, то на «Эссексах» стояло уже два следующего поколения, плюс дециметровый поисковый SG.
Всё это, конечно, стоило денег. И не освоенные ещё толком в серии «Бофорсы», и, тем более, новая электроника, что стоила тогда совсем бешеных денег. Но всё равно, получившаяся разница в цене вооружения и оборудования, даже превышающая полную стоимость авианосца предыдущего типа – не перестаёт впечатлять.
|
</> |