Что общего между Доггер-Банкой и Мидуэем

Снова выносим из каментов.
Аналогию между линейным крейсером и авианосцем провёл не я, но
мне она очень нравится. Это - очень полезная аналогия. Она
позволяет лучше понять происходившее в 1942 г. - самом интересном
году в истории морской войны - на Тихом океане.
Первый уровень этой аналогии - технический. Он прост. В 1942
г. - дата важна - авианосец с линейным крейсером роднила высокая
скорость в сочетании с огневой мощью, явно превосходившей
оборонительные возможности корабля, и возможности его пассивной
защиты (оставим пока за скобками британские броненосцы). Вес
"бортового залпа" и боекомплект "Йорктауна" или "Сорю" вполне
позволял уничтожить или как минимум вывести из строя пару
одноклассников в одном бою - или легко стать жертвой более
расторопного противнка.
Второй уровень аналогии - тактический. И здесь сходство
представляется ещё более полным - и удивительным, если принять во
внимание некоторые технические особенности, всё-таки отличающие
"Энтерпрайз" от "Лайона". Авианосцы в линейном бою должны были
обеспечивать действия главных сил. Они должны были дать своим
линкорам информационное преимущество - в т.ч. атакуя
вражеские авианосцы, которые к тому времени значились целью №1 в
тактических наставлениях всех ключевых операторов; облегчить ввод
главных сил в боя, замедлить бегство нежелающего принимать
сражение врага; и, наконец, дать линии дополнительную огневую
мощь. Все эти функции, так или иначе, должны были выполнять и
выполняли линейные крейсера.
Ну, и самый интересный уровень - оперативно-стратегический.
Действуя самостоятельно, авианосцы и авианосные соединение - даже
такое грозное, как "Кидо Бутай" - в 1942 г. (дата, опять же, важна)
представляли собой, по очень точному определению Паршалла и Тулли,
raiding force. О том, как американские авианосцы играли в
кавалерию Форреста Шермана, хорошо рассказано в статье из библиотечки - см. Кларк Рейнольдс, The U.S.
Fleet-in-Being Strategy of 1942. Однако и японские авианосцы
тоже "набегали" - самыми яркими их операциями стали удары по
Порт-Дарвину и Цейлону. И в Мидуэйской операции "Кидо Бутай" должно
было играть ровно ту же набеговую роль. Более того, роль "Кидо
Бутай" в этой операции была близка, той, которую играла I
Разведывательная группа Хиппера при Ютланде. Иными словами - роль
приманки, сил, действия которых должны вызвать соответствующую
реакцию линейного флота противника.
Принять эту аналогию в полной мере, очевидно, мешают две вещи.
Во-первых, шок Таранто и пепел Пёрл-Харбора. Да, эти операции
назвать набеговыми сложно - результаты их выходили за рамки
привычного "убили собаку и сожгли маяк" - и, тем не менее, они
таковыми были по сути. Добившаяся успеха сторона сворачивала удочки
с замечательной скоростью и не пыталась повторить успех в
дальнейшем. Это - не победа в линейном бою, как бы велики ни
были материальные результаты.
Вторая помеха - представление (ошибочное) о ключевой роли палубной
авиации в десантных операциях. В 1942 г. считалось - и совершенно
правильно считалось - что авианосец не может надёжно защитить от
атаки с воздуха даже себя. Что вело к двум важнейшим правилам: в
дуэли авианосцев бей первым; не ввязывайся в продолжительное
сражение с базовой авиацией. Последнее и делало авианосцы
вспомогательным элементом десантных операций. Роль японских
авианосцев в грандиозной конкисте первой половины 1942 г. была
маргинальной. Роль американских авианосцев в запуске американского
контрнаступления - нет. Однако можно показать, что американцы могли
высадиться на Гуадалканал с тем же, примерно, успехом, и без
авианосцев (они это не стали бы делать, да - но об "аэрофобии"
стоит говорить отдельно).
Так вот, Мидуэй и Доггер-Банка. Что было бы, если бы последнее
сражение пошло по сценарию первого, т.е. одна из сторон полностью
уничтожила линейные крейсера другой? Если бы победы добились
британцы - активность немецкого флота в Северном море была бы
парализована окончательно и навсегда, не было бы ни Скарборо, ни
Скагеррака, неограниченная подводная война (по факту запущенная под
влиянием, в т.ч., Доггер-Банки), возможно, не прервалась бы, и
США... Впрочем, здесь мы остановимся и просто зафксируем:
решительная победа британцев при Доггер-Банке привела бы к
изменению общей оперативной ситуации в Северном море, и,
соответствнно, могла привести к крупным стратегическим
изменениям.
Какие изменения дала бы победа немцев? Опять же, более чем крупные.
Стратегия fleet in being - правильно понятая - могла быть применена немцами
с большим успехом и серьёзными результатами. Без достаточно
сильного соединения линейных крейсеров британцам пришлось бы делить
свои силы - что стало бы настоящим подарком для немцев - или идти
на поклон к японцам - что означало бы грандиозные
политические сдвиги.
Так или иначе, решительная победа при Доггер-Банке давала бы
победившей стороне инициативу дальнейших действий. Что дал
американцам Мидуэй? Правильно. Именно её - царицу И. Не меньше - и
не больше. Американцы не разгромили флот Японии, и не завоевали
море 4 июня 1942 г. Таким образом, Мидуэй и Доггер-Банка были
событиями одного порядка.
|
</> |