Что мы говорим своим детям? | ДЕТИ - цветы жизни
Сообщество «ДЕТИ - цветы жизни» — 10.04.2012
Хотелось бы поговорит вот о чём. Известно, что дети – словно губка, впитывают всё, что слышат и видят. Это нормально, они ещё не оперируют категориями «хорошо» - «плохо», и воспринимают любые вещи буквально на веру. Взрослый адекватный человек услышав, например, как ему сказали: «Ну и дурак», - рассмеётся или просто даже не обратит на это внимания, так как знает и понимает, что это не так. Иначе говоря, он фильтрует поступающую информацию и соотносит её со своим личным восприятием мира.
С детьми же всё по-другому. Нет у них подобного защитного механизма, как осознания всего сказанного, увиденного, услышанного. Почему, например, психологи говорят о том, что формируемся мы в детстве? Потому что вся информация того времени попадает прямиком в подсознание, которое потом и влияет на наши мысли, характер и в конечном счёте судьбу.
Почему мне захотелось поговорить об этом?... Была недавно у знакомой в гостях, у которой маленькая дочка, меньше года. Что меня удивило? В какой-то момент знакомая нежно воркуя с малышкой обратилась к ней с такими словами: «Дурочка ты моя…» Сказано это было очень нежно, с интонациями было всё в порядке, но само слово… Не знаю, может это мои личные тараканы, но я не представляю, чтобы смогла обратиться так к своему ребёнку, пусть и с лаской и дурашливостью, типа в шутку. В каждой шутке, известно, что присутствует…
А как некоторые родители, не стесняясь, любят награждать своих детей прочими намного более обидными прозвищами и эпитетами: «Растяпа!», «Что у тебя в голове?» и так далее, боюсь дальше цитировать и приводить ещё примеры. Или, например, идём по улице, ребёнок прыгает, вырывается вперёд, бегает вокруг нас, а мы ему: «Смотри, упадёшь ведь!» Разве не программируем его в этом случае действительно на падение? Читала как-то, что лучше в таких ситуациях применять такие конструкции, как «Не упади!», «Будь осторожнее!»
Мы думаем, что таким образом, говоря все эти вредные вещи, воспитываем детей, а мне кажется, наоборот, плохо влияем на самооценку и жизненное восприятие ребёнка. Мы можем заложить в него программу победителя, а можем и программу неудачника. И ему тяжело будет потом её изменить, вот что страшно. Придётся проходить сеансы психотерапии и прочее. Не знаю, может лучше всё-таки быть более внимательными к своим собственным словам, а то ведь вылетают, и поймать уже мы их не сможем.
Хотелось бы услышать и другие мнения. Может, я преувеличиваю?