Что королева на самом деле думала о Меган, по словам её ближайшей доверенной
euro_royals — 02.07.2025
Теги: Меган Маркл

Леди Элизабет Энсон, троюродная сестра покойной королевы, была для неё источником поддержки, когда отношения с Сассексами испортились. Вот что она рассказала Салли Беделл Смит.
Леди Элизабет Энсон, скончавшаяся пять лет назад в возрасте 79 лет, была известна как непревзойдённый организатор мероприятий, которая на протяжении 60 лет устраивала запоминающиеся приёмы для королевы Елизаветы II, других членов королевской семьи и знаменитостей, включая Мика Джаггера и Стинга. С 1998 года и до своей смерти в ноябре 2020 года мне посчастливилось быть её подругой — она сразу попросила называть её Лизой — и за эти годы у нас было множество бесед, которые легли в основу моих книг о королевской семье. Она была внучатой племянницей королевы-матери Елизаветы, крестницей короля Георга VI, а также кузиной королевы Елизаветы II и принцессы Маргарет. Лиза была доверенным лицом королевы с момента её Золотого юбилея в 2002 году.
Изначально Лиза положительно отзывалась о младшем брате Уильяма, однажды сказав мне: «Когда королева делегирует обязанности, звездой становится Гарри». После того, как Гарри и Меган Маркл объявили о помолвке в ноябре 2017 года, я как раз пила чай у Лизы в её доме на Лэдброк-Гроув в Лондоне. Мы вместе смотрели их телеинтервью. Лиза сочла Меган, опытную американскую актрису, «уверенной в себе, очень естественной, умной и вдумчивой. Чувствуется, что между ними сильная любовная связь. Меган явно умнее Гарри, но ей нужно быть осторожной, чтобы не затмить его».
В начале февраля следующего года Лиза сообщила, что недавно встречалась с Меган, которая была «очень обаятельна. Но встреча была бессмысленной». Каждый раз, когда Лиза предлагала идеи для их свадьбы, Меган отвечала, что не может ничего решить, потому что Гарри в Африке. (В конце января Гарри уехал в Ботсвану для обсуждения вопросов охраны дикой природы.) «Он напишет из Африки», — сказала Меган.
«Гарри написал мне, что они выбрали другой путь», — вспоминала Лиза. «Он сказал: "Я близок с бабушкой, и она довольна этим". Когда я поговорила с королевой, она сказала, что совсем не довольна». Лиза не расстроилась, но добавила: «Меган может превратиться в одну сплошную проблему. Она видит всё иначе».
По словам Лизы, королева была огорчена тем, что Гарри попросил архиепископа Кентерберийского провести церемонию бракосочетания в часовне Святого Георгия, не спросив сперва разрешения у декана Виндзора. «Гарри, видимо, думает, что королева может делать что угодно, но это не так, — сказала Лиза. - В религиозных вопросах это юрисдикция декана Виндзора». В результате, по словам Лизы, «Гарри разрушил свои отношения с бабушкой. Она сказала, что очень расстроена. Я была шокирована, когда королева рассказала мне, как она опечалена. Я не знала об их разговоре, о том, что он десять минут грубил ей. Они пили с ней чай позавчера. Она пыталась узнать о свадебном платье, но Меган ей не сказала».
Ситуацию усложняла операция по замене тазобедренного сустава у герцога Эдинбургского 4 апреля, после того, что Лиза назвала «ужасными пасхальными выходными. Он испытывал сильную боль, но никто не мог сделать ему операцию. Все врачи были в отъезде. Он лег в больницу после Пасхи». В Виндзорском замке Филипп строго соблюдал программу реабилитации. Королева «так забавно рассказывала о нём, как он ходил по коридорам», — говорила Лиза. «"Вот Филипп, носится на костылях. Далеко позади него идёт медсестра с раскинутыми руками, чтобы поймать его, если он упадёт. Но он заблудился!" Он сосредоточен на том, чтобы за месяц подготовиться к свадьбе».
К концу апреля Лиза сообщила, что «королева и Гарри помирились. Он пришёл к ней один. Она сказала, что чувствовала себя очень отстранённой, поэтому он написал ей письмо о том, что происходит». Лиза также сказала, что отец Меган, Томас Маркл, «боится приезжать на свадьбу». Я спросила её, не ведёт ли Меган себя слишком властно. «Похоже, что так, — ответила Лиза. - Очень даже»*.
Когда мы разговаривали за две недели до свадьбы 19 мая, Лиза только что говорила с королевой. «Первая леди — я называю её Джемайма — говорит, что пока не решила, нравится ли ей Меган, — сказала Лиза. - Моя Джемайма очень обеспокоена». По мнению Лизы, «Гарри ослеплён и слаб в отношении женщин. Мы надеемся, но не уверены, что она любит его. Мы думаем, что всё это её инсценировка».
За неделю до свадьбы Лиза спросила королеву, не кажется ли ей «странным, что Меган приедет с матерью». Лиза сказала, что поскольку Томас Маркл «не может подниматься по ступеням», он войдёт через боковую дверь и встретит дочь у главного входа в часовню. «Меган, Уильям и Кейт не ладят, — сказала Лиза. - Так сказала королева, особенно про девочек. Тревожно, что так много людей сомневаются, подходит ли Меган Гарри. Проблема, хоть и грустно это говорить, в том, что Гарри не слишком умен и не силён духом, а она — и то, и другое».
Томас Маркл так и не появился, сославшись на проблемы со здоровьем, поэтому принц Чарльз сопровождал Меган к алтарю. 96-летний принц Филипп прошёл всю церемонию и приём без посторонней помощи. Мир влюбился в Меган, и королева тепло её приняла. Но уже осенью начали появляться слухи о разногласиях, и к концу февраля 2019 года, когда мы с Лизой разговаривали по телефону, она сказала: «Я не доверяю Меган ни на йоту. Сначала она была неплохой — прямолинейная звездочка, привыкшая к публичным выступлениям и благотворительности. Но раскол между братьями — это действительно плохо».
К тому времени королева регулярно, но незаметно для публики, приходила на ужины на Лэдброк-Гроув. Лиза всегда приглашала Филиппа, но королева часто приходила одна. На их 66-ю годовщину свадьбы в 2013 году Лиза устроила ужин для 14 близких друзей и членов семьи. Вместо карточек с именами она купила статуэтки королевы на солнечных батарейках, которые махали рукой на свету. Лиза вспоминала, как несколько месяцев спустя в телефонном разговоре «королева сказала мне, что поставила одну из них на свой стол в Виндзорском замке. "Это сводит меня с ума, — сказала она. — Солнце светит, и она начинает щёлкать, щёлкать, щёлкать, а я вижу, как машу себе рукой"».
В ноябре 2017 года, накануне празднования их 70-й годовщины свадьбы в Виндзорском замке, Лиза устроила ещё один праздничный ужин, на этот раз с королём и королевой Норвегии, королём и королевой Нидерландов и другими королевскими родственниками. Филипп ушёл из публичной жизни в августе того же года и переехал в Вуд-Фарм в Сандрингеме. «Он рассказывал мне, что пытается освоить устройство, которое проецирует книгу, которую он читает, на экран телевизора, — вспоминала Лиза. - Королева беспокоится о его интеллектуальной стимуляции». Пока они пили аперитив, он несколько раз просил Лизу назвать имена их королевских родственников. «Я поняла, что он, вероятно, дразнит меня, заставляя думать, что у него слабеет рассудок», — сказала Лиза.
После того, как Филипп переехал в загородный дом, Лиза начала сотрудничать с главным дворецким дворца, чтобы организовывать небольшие обеды и ужины, чтобы королева не чувствовала себя одинокой. «Она любит приходить ко мне», — сказала Лиза в начале 2019 года. «Здесь ей все знакомо, у неё есть своё место на диване. Никто не знает, что она здесь». Но в июне кто-то заметил королеву, выходящую из дома на Лэдброк-Гроув накануне 78-го дня рождения Лизы, и позвонил в Daily Mail. Несмотря на это, королева вернулась на ужин на следующей неделе, и на этот раз её не заметили.
С 2016 года Лиза страдала от хронического респираторного заболевания, из-за которого периодически попадала в больницу. Королева понимала серьёзность её состояния и проявляла особую заботу о своей кузине. В октябре 2018 года, во время государственного визита короля и королевы Нидерландов, королева впервые пригласила её на государственный банкет. Лиза заселилась в Ritz, надела тиару, посетила ужин, а на следующее утро легла на операцию на лёгких.
Госпитализации продолжались, и Лиза продолжала работать даже после диагноза «рак лёгких» в июне 2019 года. «Я занимаюсь организацией Аскота, — сказала она мне 16 июня. - У меня была долгая приятная беседа с Джемаймой. Я могу сидеть в её ложе, когда захочу, и я спросила, можно ли поставить там кислородный баллон».
Я следила за состоянием Лизы через её сотрудников, которые готовили грандиозный приём в Сент-Джеймсском дворце 18 марта 2020 года по случаю 60-летия Party Planners. Но затем началась пандемия COVID-19, и 6 марта Party Planners отменили последнюю вечеринку Лизы. Для человека, который жил общением, локдауны и изоляция были особенно тяжелы. Королева позвонила ей в конце того месяца и сказала ожидать «маленький подарок». Вскоре человек в ливрее дворца приехал на Лэдброк-Гроув и вручил письмо о назначении Лизы командором Королевского Викторианского ордена — награды, отражающей личное уважение монарха. «Я была потрясена, — сказала Лиза позже. - Это был очень трогательный жест. Я переполнена чувствами».
Всего несколькими неделями ранее Гарри и Меган покинули Британию, отказавшись от королевских обязанностей, чтобы поселиться в Калифорнии, жить независимо и зарабатывать на своих королевских связях. Благодаря телесделкам и книге они неоднократно нападали на семью Гарри, подтверждая, что недоверие Лизы и настороженность королевы были, к сожалению, пророческими.
Мы с Лизой поговорили по телефону ещё раз в августе. Она снова была в больнице, ей было трудно дышать, поэтому наш разговор был коротким. Я сказала, как мне нравится погружаться в жизнь её крестного отца и двоюродной бабушки — короля Георга VI и королевы Елизаветы. Мы также вспомнили вечеринку, которую она организовала для меня 11 лет назад. «Я очень хорошо это помню, — сказала она. - Это было так прекрасно». Я написала ей по электронной почте, сказав, как много для меня значат её мудрые советы и знания, и как благословенна наша дружба.
Звонки Софи королеве
«Я не знаю, что случилось, когда умерли её мать и сестра, это было как метаморфоза бабочки, и она почувствовала огромную нежность, которая осталась с ней, — сказала Лиза. - Королева словно стала другим человеком в 75 лет, когда два самых близких человека, с которыми она говорила по телефону каждый день, умерли друг за другом. С одной стороны, она стала увереннее в себе и поняла, что люди любят её саму по себе. Она всегда знала, что люди очень любили её маму».
Вскоре после этого Лиза дозвонилась до неё. «Я спросила: "Как вы?" Она ответила, что двух ежедневных звонков больше нет». Лиза рассказала мне, что «очень немногие люди» звонили королеве. «Однажды я спросила: "Мэм, вы не против, что я вам звоню?" — и она ответила, что ей это очень нравится, и что единственная, кто звонит ей регулярно, — это Софи [жена принца Эдварда]. Софи очень уважает королеву, но также понимает, что она человек, и относится к ней соответственно. Остальные члены семьи все записываются на чай к ней».
Софи расположила к себе свекровь в день смерти принцессы Маргарет. «Филипп был где-то в отъезде, как и принц Чарльз, — вспоминала Лиза. - Софи позвонила в Виндзор, где была королева, и спросила, можно ли приготовить ужин на троих. Потом она позвонила королеве и спросила, могут ли они с Эдвардом присоединиться к ней, зная, что это можно устроить. Королева была так рада. Печально то, что королева сама не решалась им позвонить, боясь, что если попросит, они будут вынуждены приехать».
В последующие годы Лиза заметила, что королева стала мягче. Она чаще улыбалась и смеялась на публике — смех, который Лиза описывала как «самый молодой из всех, кого я знаю». В ней появилось «больше теплоты». Перед одним из наших разговоров в июне 2008 года Лиза только что была с королевой на Королевском Аскоте. «Когда её лошадь победила, она прыгала, как ребёнок, — сказала Лиза. - Она буквально прыгает от радости».
Жалюзийные двери или сплошные полотна: что выбрать для вашего интерьера
Сюткина посадили
Доброе утро!
Пять минут в электросамолёте
журнал «PUCK» - шедевры политической карикатуры 1903 года
Год жизни американского пехотинца во Вьетнаме
Девушка и дождь, или А дальше придумаем...
В БУТЫРСКОЙ ТЮРЬМЕ
4 ноября 1943 г. после допроса и пыток была казнена 12-летняя партизанка Лара

