Что держит рабочих на «АвтоВАЗе»

топ 100 блогов ffisheye29.05.2012

При подъезде к «АвтоВАЗу» концентрация «Лад» растет. Сначала – каждая четвертая, затем – уже каждая вторая. При въезде на территорию предприятия какие-то другие автомобили выглядят уже странно, как инородные элементы – на мой Ford смотрят с недоверием.

Что держит рабочих на «АвтоВАЗе» 33
Голубая башня менеджмента

Что держит рабочих на «АвтоВАЗе» 34
Внутри башни: вице-президенту по персоналу и социальной политике Дмитрию Михаленко нет и сорока

Вся территория в 600 гектаров усеяна десятками продольных цехов с конвейерами. Посреди них высится 24-этажная башня, которую занимает менеджмент. Всего не то что за день – за неделю не осмотреть. Поэтому выбираю цех, где производят самую популярную модель – «Калину».


«У нас в бригаде большинство – девушки»

Вход в сборочный цех «Калины» – это синие ворота, в которые запросто проедет и КамАЗ. Для того чтобы туда войти, надо приоткрыть правую створку. Руками.

Передо мной шумный цех, по которому туда-сюда в спецовках снуют мастера, разъезжают автомобили, погрузчики, кто-то проезжает на велосипеде. Пешком по этим цехам размером с международные авиатерминалы практически не передвигаются.

Что держит рабочих на «АвтоВАЗе» 35
Конвейер «АвтоВАЗа», вид снизу

По мере приближения к ленте конвейера машин становится меньше. Здесь я знакомлюсь с девушкой Кристиной. Кристина работает слесарем механосборочных работ с 2007 года. Она относится к той категории заводчан, которые трудятся на предприятии семьями: брат – на «Ниве», родители – в службе безопасности.

– Я закончила 11 классов, потом поступила в тольяттинский МЭСИ. А идея с «АвтоВАЗом» сама собой подвернулась – у меня же здесь брат с родителями уже работали. Вот так я и пришла на «Калину». Здесь что хорошо – цех новый. Коллектив молодой, все мои ровесники почти. ВАЗ многое дает. В кризис 2009 года зарплату не задерживали, и соцпакет тут лучший в городе. Вон летом я в Геленджик съездила по путевке, оплатила только 30%.

А еще Кристина в сентябре выходит замуж. Жених – и я не удивлен – тоже работает на «АвтоВАЗе». На вопрос, удается ли с ним видеться в течение дня, Кристина машет рукой, мол, он тут недалеко. Жениха зовут Сергей.

Что держит рабочих на «АвтоВАЗе» 36
Кристина и Сергей – будущая автовазовская семья

 «С нами прощаются, как со старыми моделями»

Встретив начальника цеха, я прошу его познакомить меня с работником постарше, который бы помнил, как завод начинал выпускать легендарные вишневые девятки. Немного подумав, начцеха говорит: «Есть тут один у нас, Азаренко зовут, с 80-го года работает».

Жму руку коренастому мастеру.

– Сам я 1954-го года, а работаю тут с 1980-го, – говорит Валерий Николаевич. – Здесь тогда только запускали переднеприводные модели – шли «девятки», «восьмерки». И меня пригласили тогда в механосборочный цех шасси делать.
– Получается, вам на пенсию скоро выходить?
– Мне до выхода осталось два года. Надо уже начинать готовиться. Я же тут работаю сразу на нескольких местах, все разом не оставишь. Я ведь не только слесарь по сборке автомобилей, вдобавок еще и профорг бригады. В свободное время занимаюсь оптимизацией производства – помогаю сокращать лишнее время на конвейере, оптимизировать рабочее место. Хотелось бы, правда, чтобы вместе с оптимизацией росла и зарплата.

Что держит рабочих на «АвтоВАЗе» 37
Даже на черных "Грантах" есть желтый отблеск "Калины"

– А что, не поднимают?
– Ну почему же. Когда кризис коммунистический пошел, там вообще мизер был какой-то. Потом «Ростехнологии» пришли, с ними зарплаты, конечно, сильно поднялись. Соцпакет у ВАЗа хороший, но его суть в том, чтобы прежде всего молодым помогать. Хотя силы-то и у нас есть еще, я вот на пальцах отжимаюсь, могу даже вам показать.

Азаренко встает со стула, вытягивает руки, оттопыривает большие пальцы. И сделав на них упор лежа, начинает отжиматься. Я пытаюсь его остановить, но напрасно.
– Ну а дети, – немного отойдя от увиденного, спрашиваю я, – у вас наверняка на ВАЗе работают?

Что держит рабочих на «АвтоВАЗе» 38
Четыре болта – одним движением

– Да, работали. Оба сына. Одному сейчас 33 года, он со мной отработал девять лет, потом пошел дальше по профильной линии. Сейчас он сотрудник МЧС, работает здесь в пожарной охране. Младший проработал три года, но потом тоже ушел. Теперь работает по предпринимательской линии. Так что в этом плане все сложилось нормально. Сами здесь выросли, детей вырастили. Внуки растут. Глядишь, тоже придут на ВАЗ работать.
– Только это же какой-то совсем уже другой ВАЗ будет, – предполагаю я, и Азаренко соглашается:
– Пожалуй. Вот мы сейчас Largus запускаем в производство. Там все технологически намного лучше, чем у нас было. Проще, эффективнее. Исходя из этого, коллектив и комплектуют. После кризиса стали набирать молодых усиленно, и это сознательно делается. С нами, как со старыми моделями, прощаются постепенно. Но это и правильно.

Что держит рабочих на «АвтоВАЗе» 39
Молодежи не понять ветеранского задора

На следующий день, когда я пришел в цех, чтобы сфотографировать Азаренко за работой, тот автоматической дрелью прикручивал кресла к машине. Сперва он просил не фотографировать его в одиночку: «Все же я в коллективе работаю». Но потом вошел во вкус и стал позировать с дрелью в руке на фоне новеньких авто. Коллеги Азаренко иронично переглянулись. По сравнению с ними он вел себя как прилежный старшеклассник. Несмотря на то, что в своей бригаде Валерий Николаевич – не только профорг, но и самый старший.

Что держит рабочих на «АвтоВАЗе» 40
Последний штрих сборки – ставим аккумулятор



Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Отгадка: Я загадал слово «дорога» До + ро(сток) + га(йка)! Отгадавших очень мало и поэтому призовой кролик сегодня с платиновым отливом:)   Большое спасибо всем участникам! А всех верно ответивших поздравляю от души: the_bestova   lantir ...
Будничный сборчик!Участвуй!!!Задача-к выходным набрать как можно больше взаимных френдовДля участия нужно1 - Скопировать ниже приведенный текст (для тех кто не знает - нажимаем мышкой в любое место форма, жмем Ctrl+A, потом Ctrl+C), и вставить себе в ЖЖ ...
1) кто ответит за ущерб, причиненный личному имуществу казанцев (включая авто, пострадавщие от гидроудара) в ходе последствий наводнения 09.07.11? перед началом сезона власти расписались в том, что ливневка Казани не отвечает никаким требованиям. и??? ...
Известный кадр: немецкие пленные солдаты смотрят кинохронику из лагеря смерти. 1945 Менее известный: вид с заднего ряда на экран. ...
1 Большинство людей и я, в том числе, привыкли слушать песни длиной не более трёх-четырёх минут. Такие композиции не успевают надоесть и их можно слушать фоном. Однако иногда погрузиться в музыкальные дебри мне лично хочется. Отключиться от окружающего мира и слушать, слушать, ...