Что держит рабочих на «АвтоВАЗе»

При подъезде к «АвтоВАЗу» концентрация «Лад» растет.
Сначала – каждая четвертая, затем – уже каждая вторая. При въезде
на территорию предприятия какие-то другие автомобили выглядят уже
странно, как инородные элементы – на мой Ford смотрят с
недоверием.
Голубая башня менеджмента
Внутри башни: вице-президенту по персоналу и социальной политике
Дмитрию Михаленко нет и сорока
Вся территория в 600 гектаров усеяна десятками продольных цехов с конвейерами. Посреди них высится 24-этажная башня, которую занимает менеджмент. Всего не то что за день – за неделю не осмотреть. Поэтому выбираю цех, где производят самую популярную модель – «Калину».
«У нас в бригаде большинство – девушки»
Вход в сборочный цех «Калины» – это синие ворота, в которые запросто проедет и КамАЗ. Для того чтобы туда войти, надо приоткрыть правую створку. Руками.
Передо мной шумный цех, по которому туда-сюда в спецовках снуют мастера, разъезжают автомобили, погрузчики, кто-то проезжает на велосипеде. Пешком по этим цехам размером с международные авиатерминалы практически не передвигаются.
Конвейер «АвтоВАЗа», вид снизу
По мере приближения к ленте конвейера машин становится меньше. Здесь я знакомлюсь с девушкой Кристиной. Кристина работает слесарем механосборочных работ с 2007 года. Она относится к той категории заводчан, которые трудятся на предприятии семьями: брат – на «Ниве», родители – в службе безопасности.
– Я закончила 11 классов, потом поступила в тольяттинский МЭСИ.
А идея с «АвтоВАЗом» сама собой подвернулась – у меня же здесь брат
с родителями уже работали. Вот так я и пришла на «Калину». Здесь
что хорошо – цех новый. Коллектив молодой, все мои ровесники почти.
ВАЗ многое дает. В кризис 2009 года зарплату не задерживали, и
соцпакет тут лучший в городе. Вон летом я в Геленджик съездила по
путевке, оплатила только 30%.
А еще Кристина в сентябре выходит замуж. Жених – и я не удивлен –
тоже работает на «АвтоВАЗе». На вопрос, удается ли с ним видеться в
течение дня, Кристина машет рукой, мол, он тут недалеко. Жениха
зовут Сергей.
Кристина и Сергей – будущая автовазовская семья
«С нами прощаются, как со старыми моделями»
Встретив начальника цеха, я прошу его познакомить меня с работником постарше, который бы помнил, как завод начинал выпускать легендарные вишневые девятки. Немного подумав, начцеха говорит: «Есть тут один у нас, Азаренко зовут, с 80-го года работает».
Жму руку коренастому мастеру.
– Сам я 1954-го года, а работаю тут с 1980-го, – говорит Валерий
Николаевич. – Здесь тогда только запускали переднеприводные модели
– шли «девятки», «восьмерки». И меня пригласили тогда в
механосборочный цех шасси делать.
– Получается, вам на пенсию скоро выходить?
– Мне до выхода осталось два года. Надо уже начинать готовиться. Я
же тут работаю сразу на нескольких местах, все разом не оставишь. Я
ведь не только слесарь по сборке автомобилей, вдобавок еще и
профорг бригады. В свободное время занимаюсь оптимизацией
производства – помогаю сокращать лишнее время на конвейере,
оптимизировать рабочее место. Хотелось бы, правда, чтобы вместе с
оптимизацией росла и зарплата.
Даже на черных "Грантах" есть желтый отблеск
"Калины"
– А что, не поднимают?
– Ну почему же. Когда кризис коммунистический пошел, там вообще
мизер был какой-то. Потом «Ростехнологии» пришли, с ними зарплаты,
конечно, сильно поднялись. Соцпакет у ВАЗа хороший, но его суть в
том, чтобы прежде всего молодым помогать. Хотя силы-то и у нас есть
еще, я вот на пальцах отжимаюсь, могу даже вам показать.
Азаренко встает со стула, вытягивает руки, оттопыривает большие
пальцы. И сделав на них упор лежа, начинает отжиматься. Я пытаюсь
его остановить, но напрасно.
– Ну а дети, – немного отойдя от увиденного, спрашиваю я, – у вас
наверняка на ВАЗе работают?
Четыре болта – одним движением
– Да, работали. Оба сына. Одному сейчас 33 года, он со мной
отработал девять лет, потом пошел дальше по профильной линии.
Сейчас он сотрудник МЧС, работает здесь в пожарной охране. Младший
проработал три года, но потом тоже ушел. Теперь работает по
предпринимательской линии. Так что в этом плане все сложилось
нормально. Сами здесь выросли, детей вырастили. Внуки растут.
Глядишь, тоже придут на ВАЗ работать.
– Только это же какой-то совсем уже другой ВАЗ будет, – предполагаю
я, и Азаренко соглашается:
– Пожалуй. Вот мы сейчас Largus запускаем в производство. Там все
технологически намного лучше, чем у нас было. Проще, эффективнее.
Исходя из этого, коллектив и комплектуют. После кризиса стали
набирать молодых усиленно, и это сознательно делается. С нами, как
со старыми моделями, прощаются постепенно. Но это и правильно.
Молодежи не понять ветеранского задора
На следующий день, когда я пришел в цех, чтобы сфотографировать Азаренко за работой, тот автоматической дрелью прикручивал кресла к машине. Сперва он просил не фотографировать его в одиночку: «Все же я в коллективе работаю». Но потом вошел во вкус и стал позировать с дрелью в руке на фоне новеньких авто. Коллеги Азаренко иронично переглянулись. По сравнению с ними он вел себя как прилежный старшеклассник. Несмотря на то, что в своей бригаде Валерий Николаевич – не только профорг, но и самый старший.
Последний штрих сборки – ставим аккумулятор
|
</> |