Ту-70 - среднемагистральный пассажирский самолёт, модификация
бомбардировщика Ту-4 (бывшего, в свою очередь, клоном американского
бомбардировщика В-29) с герметичным фюзеляжем, вмещающий 72
пассажира и 6 членов экипажа.
Для ускорения постройки первого опытного экземпляра решили
максимально использовать агрегаты двух машин B-29, первую из
которых разобрали для копирования, а вторую повредили при
вынужденной посадке на Дальнем Востоке. От B-29 были использованы
отъёмные части крыла, гондолы двигателей, закрылки, основное шасси
и механизм уборки шасси, хвостовое оперение, часть агрегатов
самолётных систем и оборудование. Так как новая машина выполнялась
по схеме низкоплана, центроплан изготовлялся вновь и был несколько
увеличен по размаху.
Впервые самолёт взлетел 27 ноября 1946-го. Пилотировали
командир корабля лётчик-испытатель Ф.Ф. Опадчий и второй пилот А.Д.
Перелёт, ведущий инженер - М.М.
Егоров.
На четвёртом испытательном полёте лайнер был повреждён при
вынужденной посадке. Поврежденный самолёт «70» восстановили в
полевых условиях.
Машина быа успешно испытана и готова к серийному выпуску.
Однако в конечном счёте производство было остановлено под натиском
заказов на постройку военных машин.
Да к тому же Аэрофлот был не готов принять самолёт такого типа -
из-за отсутствия мощных пассажиропотоков в первые послевоенные
годы. Его вполне устраивали имевшиеся тогда Ли-2 и Ил-12.
В 1949-м рассматривался вопрос по установке на Ту-70 новых
более мощных двигателей типа АШ-2ТК, но из стадии технического
предложения эти работы так и не вышли. Были предложения о постройке
на базе Ту-70 заправщиков для бомбардировщиков типа Ту-4.
В декабре 1951-го Ту-70 был передан на контрольные испытания в
НИИ ВВС с целью выяснения возможности использования самолета как
военно-транспортного. После этих испытаний самолёт участвовал до
1954 года в различных испытательных программах, а также выполнял
специальные пассажирские и транспортные перевозки.
В 1954 году самолёт был списан и утилизирован.
Основные данные опытного самолёта "70" 4АШ-73ТК:
- длина самолёта - 35,40 м;
- размах крыла - 44,25 м;
- высота самолёта - 9,75 м;
- площадь крыла - 166,1 кв. м;
- нормальная взлётная масса - 51400 кг;
- максимальная скорость на высоте 9000 м - 568 км/ч;
- практический потолок - 11000 м;
- максимальная дальность полёта при нормальной взлётной массе
- 2500 км;
- количество пассажиров - 72 чел.; экипаж - 6-8 чел.