Чтиво номер 118: Алекс Тарн, Майк Омер, Мария Семпл
sova_f — 07.12.2024
Алекс Тарн, «Четыре овцы у ручья». В сущности эта книга
состоит из двух. В одной – экшн, террористы, контрразведка,
запретная любовь, в другой – притчи, еврейская история и мистика.
Журнал «Звезда» думал недолго:
опубликовал ту сюжетную линию, где
террористы (а она действительно огонь!), мистику выкинул, ну а
последнюю главу, где две линии сливаются, оставил как есть –
немного странно получилось, ну и ладно. Где-то даже могу этот
журнал понять, потому что и сама ко второй линии оказалась
неподготовлена. История цадиков (еврейских праведников),
каббалистика, хасидизм – из всего это я только и знала, что хасидам
надо непременно ездить на могилы цадиков, ну и пусть их ездят.
Однако решила, что если уж попалась мне эта книга, то исторический
ликбез не повредит. Узнаваемые мелочи, знакомые фамилии:
Медведовский, Дашевский, Златопольский, Смелянский, Шполянский,
Брацлавский и даже Смотрич – вдруг стало понятно, откуда они
происходят. А
рабби Нахман из Бреслева – оказывается,
и есть тот самый Нахман меУман, о котором мы читаем на заборах и
машинах. Собственно, этот Нахман и есть один из главных героев
книги. Второй главный герой – наш современник «кэптен Клайв». Есть
еще два второстепенных рассказчика –
Шимон бар-Йохай (Рашби) и
Ицхак бен-Шломо Лурия. У них много
общего. Все они умрут от чахотки в 38 лет (кроме того, о ком
неизвестно, когда и от чего умер). У каждого есть верный ученик
(Хаим Виталь, Меир, Шимон...), который впоследствии исказит их
мысли. И у них общая душа, путешествующая во времени и в
пространстве. Тема четырех рассказчиков переплетается с многократно
повторенной притчей про четырех овец, четырех врачей, четырех
праведников, четырех... уже не помню, кого. Есть в романе и высокие
материи – предназначение, исполнение, исправление – тут я пас.
Единственное, что могу – это восхищаться архитектурой и гармонией
построения книги. И переживать за кэптена Клайва. Кстати,
современная линия живо перекликается с нашей теперешней войной. И
как же хорошо помню те времена, когда мы боялись сесть в автобус,
боялись зайти в кафе. А потом оно как-то внезапно закончилось. Как,
благодаря чему? Этого не помню. Григорий Перель читает, как всегда,
великолепно. И даже ударения в иврите ставит правильно, что вообще
большая редкость (хАдера и ШломО – исключения, без которых нет
правил). В общем, отличный роман – хотя, пожалуй, я не идеальный
его читатель. Процитирую, однако, автора книги (вне книги):
Говоря в терминах «Овец», четыре овцы прочитали роман. Первая
тут же выбросила его из головы. Вторая, прежде чем выбросить,
рассказала соседке. Третья целый месяц ходила под впечатлением,
обдумывала, формулировала. А четвертая сложила свои впечатления и
выводы в ближний сундук головы и затем в течение еще нескольких лет
вытаскивала их на свет по мере надобности. А я вот и соседке
рассказала (причем подробно), и из головы не выбросила. Претендую
на вторую овцу с половиной.
Майк Омер, «Внутри убийцы». Попробовала еще одного нового
(для себя) детективщика, пошло лучше, чем
Несбё. Вопреки брутальному сюжету – светлее и
симпатичнее. К тому же новая должность открылась мне: профайлер.
Профайлера зовут Зои. Второй герой детектива – агент ФБР Тейтум
Грей (должны они полюбить друг друга или нет?), повествование
ведется ими поочередно. И еще, добавляя разнообразия, немного от
лица убийцы и его жертв. Экшн украшают 80-летний непутевый дед Грея
Марвин, кот Веснушка и экскурс в искусство бальзамирования. Читает
Елена Греб – четко и стремительно, в манере главной героини, как я
ее вижу. Впервые слушала эту чтицу, очень понравилась. Обычно я
предпочитаю не просто детективы, а детективы+. Плюсом может быть
разное: высокое литературное качество, психологичность, моральные
диллемы – как-то так. С литературой здесь нейтрально (не то чтоб
очень хорошо, но и не плохо), зато психологии выше крыши – и это
очень круто. Детективный сюжет тоже отличный. И прелестная концовка
– типа будет, с чего начать следующую серию. Так что да,
продолжим.
Мария Семпл, «Куда ты пропала, Бернадетт?». Нетривиальная
такая книжка – не похожая на другие. И увлекательная – особенно
где-то с середины, когда сюжет разгоняется бешеными темпами.
Интересно про Антарктиду, где происходит часть действия – не так уж
часто пишут про нее. Судя по отзывам в сети, я при этом буду
единственной, кому по большому счету роман не понравился. Вот не
возникает симпатии ни к одному из персонажей, во главе с этой самой
Бернадетт. Мало того, что книга не цепляет – какая-то общая
антипатия исходит от нее. И вот еще. Прочла, что Мария Семпл –
автор сценария «Беверли Хиллс», и тогда что-то щелкнуло в голове и
встало на место. Ведь и правда есть тут нечто из
тех
сериалов – тот самый дух мыльной оперы. Аудио читает Мария
Абалкина. Она прекрасна, но впечатление не спасла. Вроде и ирония
есть, и юмор – но и они не всегда на высоте. Отнесу этот роман к
легкому чтиву. Хоть и поданное под
айтишно-архитектурно-интеллектуальным соусом – но все же чтиво.