Чтиво. Лукьяненко. Форсайт


Я опять подсел на беспробудное чтение… Был у меня какой-то период аллергии на сочиненный текст, утративший свою актуальность в то время вследствие кардинального изменения окружающей обстановки. Всё внимание было поглощено свежими новостями и оперативными сводками, публикуемыми новостными интернет-каналами.
А потом поднялась вот эта волна полного чем-то хлипко и неумно обоснованного запретительства, и окружающий интернет прекратил своё существование, ввергнув меня поначалу в состояние информационного вакуума первобытно-общинного строя.
Мало того, проводной интернет, доступный мне большую часть дня в силу обстоятельств моей общественной жизни в поисках пропитания, тоже был ввергнут в пучину сплошных фильтров, относящих новостные источники к разряду запрещаемых порно ресурсов.
И наступила полная интеллектуальная тишина, нарушаемая только решением технических вопросов без всяких чувственных эпитетов и достойных нравственных переживаний.
На этом фоне всплыло робкое воспоминание, что в далёкую мою бытность, когда я считал себя начитанным человеком, у меня получалось увлекаться художественными произведениями и разного рода информационной литературой. Данное воспоминание побудило поставить на телефон читалку и разыскать в глубинах электронных архивов какие-то ещё непрочитанные книги, да и выяснилось, что кое-что было написано за время моего отсутствия в читательском сообществе.
Не скажу, что ранее озвученное название книжки Форсайт, было первым произведением, прочитанным в мою новую читательскую эру, потом я вспомню и другие. Просто именно это произведение очень заинтересовало меня в самом начале и в итоге произвело сильное впечатление. Вернее, обратил на него внимание мой товарищ по нашему сообществу, которому я очень даже доверяю в эстетическом плане. А потом попалось едкое замечание одного из записных знатоков фантастической литературы, да и жизни в целом, что, дескать, знаем мы этого Лукьяненко и сами могли подобное и лучшее даже писать, но не считаем это занятие достойным для себя. То есть тут ещё возник момент обиды за почитаемого и вообще читаемого мной автора.

Кстати ещё надо отметить пару моментов по выбору мной авторов и литературных жанров для последующего прочтения… Юноша я уже взрослый, много повидал и прочувствовал, поэтому всякие драматические и, пуще того, мелодраматические сюжеты меня не сильно привлекают. Скажем так, что те же признанные классики, создавшие свои творения в достаточно юном возрасте ранее 50 лет, слабо знают жизнь, пытаются только ещё разобраться в моральных и нравственных вопросах человеческого бытия и взаимоотношения индивидуумов, включая несчастную любовную лирику. Словом, мало познали, а туда же – пытаются представить свои незрелые мысли на суд взыскательной публики. А что уж касательно современных сюжетцев на бытовые и семейные темы, надуманные амурные размышления и изложения событий, представление производственных и офисных тайн и интриг – всё не терпит никакой даже поверхностной критики.
Поэтому я про какую-то банальную жизнь читать не люблю, а люблю читать не про жизнь, про что-то выдуманное, чего реально в этой жизни не бывает, чего я ещё не ощутил, то есть в идеальном виде — фантастику; а не в идеальном — всякого рода надуманные и неподтвержденные, нереальные всякие делишки в этой жизни, выглядящие при этом правдоподобно и много объясняющие. Понятно? Мне нет...
И по поводу термина Чтиво. Это я не в плане какой-то изысканной циничности низвожу литературное искусство до уровня презрительного отношения, а просто дело привычки. Надеюсь, никого не обижу таким вольным отношением к устоявшимся понятиям и прошу настроиться на серьёзный лад.

Что меня поразило и удивило… Что в условиях конкретных боевых действий, происходящих у нас в непосредственной близости и текущей реальности, сохраняется интерес к боевой фантастике, более того нынешняя война там вспоминается как непреложный факт состоявшейся истории. Но там (в книге) уже другая война.
Суть же этой новой истории Лукьяненко не в банальном фантазировании на тему постапокалиптического общества с разного рода бродилками по городу Москве с посещением её неких достопримечательностей. А на лицо интереснейшая задумка автора – действие, имеющее место быть, развивается в мирной Москве недалёкого будущего, а вот некоторые члены нашего сообщества, наделённые неким сомнительным даром, могут позволить себе в процессе ночного сна провалиться в будущее, причём в повзрослевший организм собственно себя (это дело и называется форсайт, foresight – типа дальновидность). И уже в том организме, но со своим текущим сознанием, соприкоснуться с послевоенным миром будущего. Ну, как послевоенным?.. Случился какой-то катаклизм, в котором погибла (исчезла) большая часть москвичей, но пугает не только это заурядное событие, а какой-то новый глобальный аспект жизни – при сохранении разного рода цивилизационных и бытовых явлений нашего мира в целом законы природы и вообще физические явления не действуют.
Поэтому нелогичность существования мира, возможности его такого существования заставляют задуматься, а не стал ли Лукьяненко нам просто иррациональные сказочки придумывать, впоследствии рассчитывая уклониться от разъяснения как бы нематериалистического принципа существования придуманного им мира. В детали вдаваться не буду, чтобы оставить Вам иллюзорную возможность прочитать произведение в ощущениях первозданной неизведанности интриги, но отмечу – у автора получилось всё как бы достаточно логично объяснить в итоге.

Так вот, я уже отметил, что таких людей с форсайтом – несколько; они могут взаимодействовать между собой в нормальной Москве, в будущей ненормальной Москве и с текущим сознанием, в будущей ненормальной Москве с тем сознанием будущего, а порой сами с собой в текущем и в будущем сознании. Такое взаимодействие составляет изрядную часть драматических сцен произведения. Отмечу удачную находку автора в этой выдумке.
Я опущу чрезвычайно интересные описания обстановки и драматургию происходящего в грядущем будущем, но не по причине с моей точки зрения их неинтересности или вторичности сюжета – сами почитаете, оцените. В этом присутствует отдельный интерес и некий колорит.
А вот ключевой напрашивающейся точкой сюжета является появление организации, разбирающейся и расследующей явление форсайта, с непосредственным участием соответствующих наделенных этим даром персонажей.
Что же они там выясняли и выяснили в итоге:
- их способности именно дар и счастье или нездоровое явление природы;
- как устроен этот нелогичный мир будущего, методы и алгоритмы его исследования;
- что из себя представляет этот пресловутый форсайт, источники его возникновения и функционирования;
- как из всей этой чертовщины выбраться.
Опять же умолчу об этих результатах, так как Лукьяненко это всё лучше меня расскажет на правах автора…
Единственно, что опять же считаю необходимым ещё отметить, так это достаточно современный взгляд автора на проблемы ИИ, без всяких этих азимовских соплей – с детства не представляю, чем и кем будет обеспечиваться эта машинная этика и нравственность.

Да! В книжке присутствуют ещё несколько рассказов, никак сюжетно не связанных между собой, но представляющих изрядную фантазию, её прикладной характер и местами достойный юмор автора.
Рекомендую почитать всё.